Академическая политика

Утверждено
решением ученого совета
ЗКГУ им.М.Утемисова
от 28 января 2019 г.
протокол № 5

 

Академическая политика

Академическая политика Западно-Казахстанского государственного университета им.М.Утемисова (далее ЗКГУ им.М.Утемисова ) представляет собой систему мер, правил и процедур по планированию и управлению образовательной деятельностью и эффективной организации учебного процесса, направленных на реализацию студентоориентированного обучения и повышение качества образования.

Академическая политика разработана в соответствии с:

- Законом РК "Об образовании" № 319-III от 27 июля 2007 года

- «Типовыми правилами деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского образования» приказ № 595  от 30 октября 2018 года;

- «Государственным общеобязательным стандартом высшего образования», «Государственным общеобязательным стандартом послевузовского образования» приказ № 604  от 31 октября 2018 года;

- «Правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения», утвержденных приказом Министра образования и науки РК №152 от 20.04.2011г., с изменениями и дополнениями приказ  №563 от 12 октября 2018 года;

- «Правилами предоставления академических отпусков обучающимся в организациях образования», утвержденных приказом Министра образования и науки РК № 506 от 4 декабря 2014 года,  с изменениями и дополнениями  приказ № 605 от 31 октября 2018 года;

- «Правилами назначения, выплаты и размеры государственных стипендий обучающимся в организациях образования», утвержденные постановлением Правительства  РК от 7 февраля 2008 года № 116, в редакции постановления Правительства РК от 28 февраля 2012 года № 266, от 31 марта 2014 года № 276;

- «Правилами организации и проведения профессиональной практики и правил определения организаций в качестве баз практики» утвержденные УС ЗКГУ им.М.Утемисова протокол № 2 от 29 октября 2018 года, с изменениями и дополнениями протокол № 3 от 26 ноября 2018 года;

- «Правилами перевода и восстановления обучающихся Западно-Казахстанского государственного университета имени М.Утемисова» утвержденными Ученым советом (УС) ЗКГУ им.М.Утемисова протокол № 2 от 29 октября 2018 года, с изменениями и дополнениями протокол № 3 от 26 ноября 2018 года;

- «Правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся ЗКГУ им. М. Утемисова» утвержденные УС ЗКГУ им.М.Утемисова протокол № 2 от 29 октября 2018 года, с изменениями и дополнениями протокол № 3 от 26 ноября 2018 года;

- «Положении об организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям ЗКГУ им.М.Утемисова» утвержденным Ученым советом ЗКГУ им.М.Утемисова протокол № 1 от 23 августа 2019 года.

 

Общие положения

Западно-Казахстанский государственный университет им. М.Утемисова (далее ЗКГУ) – это многопрофильное высшее учебное заведение Западно-Казахстанской области, осуществляющее образовательную деятельность по 8 областям образования, 23 направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры, основанной на кредитной технологии обучения, что способствует обеспечению преемственности уровней образования, повышению качества образования, академической мобильности обучающихся и преподавателей.  Основная  задача кредитной технологии обучения состоит в развитии у обучающихся способностей к самоорганизации и самообразованию на основе выбора образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя.

Академическая политика определяет порядок организации обучения в   ЗКГУ им.М.Утемисова по кредитной технологии обучения по программам высшего и послевузовского образования. Документ включает в себя основные положения, порядок и процедуры организации учебного процесса по кредитной технологии; правила разработки модульных образовательных программ; правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; организации прохождения обучающимися всех видов практики; порядок назначения и выплаты государственных стипендий; правила перевода, восстановления, отчисления обучающихся и др. В Академическую политику университета могут быть внесены изменения и дополнения. Новая и/или пересмотренная Академическая политика вводится в действие для всех обучающихся независимо от уровня образования, формы обучения и года поступления в ЗКГУ им.М.Утемисова.

 

Порядок организации обучения в ЗКГУ им.М.Утемисова

Основой процесса обучения является академическая честность, реализация которой обеспечивается вузом. Принципами академической честности являются:

1) добросовестность – это честное, порядочное выполнение обучающимися оцениваемых и неоцениваемых видов учебных работ;

2) осуществление охраны прав автора и его правопреемников – признание авторства и охраны произведений, являющихся объектом авторского права, посредством правильной передачи чужой речи, мыслей и указания источников информации в оцениваемых работах;

3) открытость – прозрачность, взаимное доверие, открытый обмен информациями и идеями между обучающимися и преподавателями;

4) уважение прав и свобод, обучающихся – право свободного выражения мнений и идей;

5) равенство – каждый обучающийся обеспечивает соблюдение правил академической честности и равную ответственность за их нарушение.

Для лиц с особыми образовательными потребностями создаются специальные условия для обучения.

Основными задачами организации учебного процесса по КТО в ЗКГУ являются:

1) унификация объема знаний;

2) создание условий для максимальной индивидуализации обучения;

3) усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся;

4) выявление учебных достижений обучающихся на основе эффективной и прозрачной процедуры их контроля.

КТО осуществляется на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся индивидуальной образовательной траектории обучения, направленной на достижение результатов обучения.

 Учебные планы разрабатываются в двух формах:

1) индивидуальные учебные планы (далее - ИУП);

2) рабочие учебные планы (далее - РУП).

По каждой образовательной программе организацией образования разрабатывается каталог элективных дисциплин (далее – КЭД).

КЭД обеспечивает обучающимся возможность альтернативного выбора элективных учебных дисциплин для формирования индивидуальной образовательной траектории.

На основании образовательной программы и КЭД обучающимися с помощью эдвайзеров разрабатываются ИУПы.

Обучающийся образовательных программ с сокращенным сроком обучения на базе технического и профессионального, или послесреднего, или высшего образования:

1) формирует свой индивидуальный учебный план в зависимости от достигнутых результатов обучения, освоенных пререквизитов на предыдущем уровне образования, которые обязательно перезасчитываются ВУЗом и включаются в его транскрипт;

2) имеет индивидуальные сроки обучения и объем образовательной программы, которые определяются ЗКГУ самостоятельно на основе действующей образовательной программы.

Содержание учебных дисциплин определяется типовыми учебными программами и (или) рабочими учебными программами (силлабусами).

Типовые учебные программы (далее – ТУПр) разрабатываются по дисциплинам обязательного компонента цикла ООД в бакалавриате в соответствии с подпунктом 5-2) статьи 5 Закона.

Рабочие учебные программы (силлабусы) разрабатываются по всем дисциплинам образовательной программы ЗКГУ самостоятельно.

Учебный процесс по КТО

Организация учебного процесса в рамках одного учебного года осуществляется на основе академического календаря, который утверждается решением ученого совета вуза.

В академическом календаре отражаются периоды проведения учебных занятий, промежуточных и итоговой аттестации, профессиональных практик и других видов учебной работы в течение учебного года, дни отдыха (каникулы и праздники).

Каждый академический период завершается периодом промежуточной аттестации обучающихся.

Каникулы предоставляются обучающимся не менее 2-х раз в течение учебного года, общая продолжительность которых должная составлять не менее 7 недель, за исключением выпускного курса.

Профессиональная практика является обязательным видом учебной работы обучающегося.

Основными видами профессиональной практики являются учебная, педагогическая, производственная и преддипломная.

 При организации учебного процесса допускается введение профессиональной практики как раздельно от академического периода, так и параллельно с академическим периодом.

Результаты профессиональной практики учитываются при подведении итогов промежуточной аттестации.

Для удовлетворения потребностей в дополнительном обучении, ликвидации академической задолженности или разницы в учебных планах, изучения учебных дисциплин и освоения кредитов обучающимся в других организациях образования с обязательным их перезачетом в своей организации высшего и (или) послевузовского образования, повышения среднего балла успеваемости (GPA), освоения смежной или дополнительной образовательной программы, в том числе в рамках двудипломного образования в ЗКГУ проводится летний семестр (за исключением выпускного курса) продолжительностью не менее 6 недель.

При планировании объема учебной работы исходят из того, что один академический кредит равен 30 академическим часам для всех ее видов. Один академический час по всем видам учебной работы равен 50 минутам.

Планирование педагогической нагрузки профессорско- преподавательского состава осуществляется в академических часах и/или кредитах. При этом педагогическая нагрузка на аудиторных занятиях рассчитывается исходя из нормы, что 1 академический час равен 50 минутам. Педагогическая нагрузка по другим видам учебной работы рассчитываются на основе норм времени, установленных ВУЗом самостоятельно.

Для преподавателей – руководителей и исполнителей научных проектов, в зависимости от степени участия в проекте, уменьшается норма педагогической нагрузки, но не более 120 часов (4 кредитов).

Трудоемкость одного казахстанского академического кредита (30 академических часов) соответствует 1 кредиту ECTS (25-30 академических часов).

В связи с этим переход на обновленную версию казахстанской кредитной технологии обучения с коэффициентом 1:1 к ECTS осуществляется следующим образом:

- для обучающихся с 1 сентября 2019 года- 1 курс (приема 2019 года) данная норма вводится в соответствие с ГОСО-2018;

- для обучающихся бакалавриата с 2 по 4 курсы, магистратуры 2 курса (доучивание) данная норма вводится с 1 сентября 2019 года, перерасчет в учебных планах с коэффициентом 1:1,7 к ECTS.

Запись обучающихся на учебные дисциплины (Enrollment) организуется офисом Регистратора. При этом для проведения организационно-методических и консультационных работ со студентами привлекаются службы поддержки обучающихся и эдвайзеры (эдвайзер - преподаватель, выполняющий функции академического наставника, обучающегося по соответствующей образовательной программе, оказывающий содействие в выборе траектории обучения (формировании индивидуального учебного плана) и освоении образовательной программы в период обучения).

Эдвайзеры назначаются приказом ректора университета, по представлению деканатов факультета (на один учебный год)

Учебные достижения (знания, умения, навыки и компетенции) обучающихся оцениваются в баллах по 100-бальной шкале, соответствующих принятой в международной практике буквенной системе с цифровым эквивалентом (положительные оценки, по мере убывания, от «А» до «D», и «неудовлетворительно» – «FХ», «F»,) и оценкам по традиционной системе.

В целях повышения качества реализации образовательной программы и обеспечения объективности оценки учебных достижений обучающихся процессы обучения и итогового контроля разделяются.

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся организуется офисом Регистратора.

Присуждение академических кредитов обучающемуся по учебным дисциплинам (модулям) и иным видам учебной работы, а также по завершению изучения ОП в целом осуществляется при положительной оценке достигнутых им результатов обучения.

Организация академической мобильности, в том числе международной кредитной мобильности обучающихся

Для обеспечения академической мобильности обучающиеся изучают отдельные дисциплины в других организациях образования, в том числе за рубежом.

При этом между организациями образования заключается двусторонний договор.

Итоговым документом, подтверждающим обучение обучающегося по программе мобильности, является транскрипт или его аналог в стране пребывания.

В транскрипт вносятся сведения о программе обучения: названия дисциплин (модуля), оценки, количество освоенных академических кредитов.

Результаты обучения, освоенные в полном объеме обучающимися в рамках академической мобильности и подтвержденные транскриптом, перезасчитываются ВУЗом в обязательном порядке.

Порядок  перезачета кредитов по типу ECTS

В ЗКГУ им. М.Утемисова  определен следующий порядок перезачета кредитов по типу ECTS, на основании раздела 3 Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 20.04.2011 № 152 и Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 октября 2018 года № 563 « О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152 «Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения» 

ECTS – (European Credit Transfer System) –Европейская система перевода и накопления кредитов – это способ присвоения зачетных единиц (кредитов) компонентам образовательной программы (дисциплинам, курсам, модулям), с помощью которой осуществляется сравнение и перезачет освоенных обучающимся учебных дисциплин (с кредитами и оценками) при смене образовательной траектории, учебного заведения и страны обучения.

Академический кредит в рамках ECTS – это единица измерения трудоемкости изучения дисциплины, как на аудиторных занятиях, так и во время самостоятельной работы. Один кредит ECTS равен 25-30 академическим часам.

Общая учебная нагрузка помимо аудиторной включает следующие виды самостоятельной учебной работы обучающихся: эссе, рефераты, курсовые работы (проекты), лабораторные работы, подготовка по различным видам текущего, промежуточного и итогового контроля, сбор материалов и написание дипломной работы (проекта).

ECTS оценивает суммарную трудоемкость учебной работы одного учебного года в 60 кредитов (в семестре обучающийся набирает 30 кредитов). Продолжительность учебного года составляет 30 недель и 6 недель отводится на сдачу экзаменов (итоговый контроль).

В европейских странах длительность обучения для получения степени в бакалавриате составляет от 3 до 4 лет и требует получения соответственно 180-240 зачетных кредитных единиц.

В ЗКГУ имени М.Утемисова перерасчет кредитов в кредиты ECTS и обратно осуществляется на основе переводных коэффициентов путем деления кредитов ECTS на переводной коэффициент в зависимости от наполняемости 1 кредита ECTS по каждой дисциплине.

Для бакалавриата коэффициент пересчета кредитов теоретического обучения будет варьировать в пределах от минимального, равного 1,5 (т.е. 30/30=1,5) до максимального, равного 1,8 (30/25=1,8)

       Трудоемкость кредита KZ

K= ───────────────────

     Трудоемкость кредита ECTS

(Значение переводного коэффициента определяется как отношение трудоемкости казахстанского кредита к трудоемкости кредита ECTS). 

 Уровень образования

 

Средние величины

 Трудоемкость кредита

Соотношение часов аудиторной работы и часов СРО

Часов аудиторной работы

Часов СРО

Бакалавриат

1:2

10

20

30

Магистратура

1:4

10

20

30

 

akadem120

Значения переводного коэффициента пересчета кредитов теоретического обучения по уровням образования

Уровень образования

 

Трудоемкость казахстанского

 

Трудоемкость кредита ECTS

30

25

Бакалавриат

30

1,5

1,8

Магистратура (научная  и едогогичесая

30

1,5

1,8

 

 

min

max

Значения переводного коэффициента для различных видов учебной работы:

Вид учебной работы

 

Значение переводного коэфицента

min

max

Учебная практика

0,5

0,6

Педогогическая практика

1

1,2

Производственная практика

2.5

3

Исследовательская практика

4

4,8

Научно (экспериментально) -исследовательская   работа магистранта (докторанта)

4

4,8

Итоговая аттестация

3,2

4,5

При перезачете Казахстанских кредитов в ECTS кредиты (если кредит ECTS =25 часам) количество кредитов округляется в меньшую сторону, т.к. при расчетах берутся максимальные значения переводных коэффициентов.

При перезачете Казахстанских кредитов в ECTS кредиты (если кредит ECTS =30 часам) количество кредитов округляется в большую сторону, т.к. при расчетах берутся минимальные значения переводных коэффициентов.

При планировании и организации академической мобильности казахстанские вузы владеют информацией о программах мобильности и могут порекомендовать обучающимся нужную программу, чтобы по приезду был произведен перезачет кредитов.

Перезачет кредитов нужен и для обучающихся других казахстанских вузов при переводе их из одного вуза в другой. Ввиду того, что каждый ВУЗ самостоятельно организовывает и планирует свои образовательные программы (т.е. дисциплины, кредиты), то о перезачете тех или иных дисциплин/кредитов решением заседания кафедры.

Порядок  разработки и реализации программ двудипломного образования и совместных образовательных программ

Программы двудипломного образования разрабатываются на основании соглашения между двумя ВУЗами -партнерами.

При этом обязательными условиями реализации программ двудипломного образования являются:

1) разработка и утверждение базовых, согласованных образовательных программ;

2) освоение обучающимися, включенными в двудипломное образование, части образовательной программы в организации высшего и (или) послевузовского образования-партнере;

3) обязательное признание и автоматический перезачет периодов и результатов обучения на основе договоренностей, общих принципов и стандартов обеспечения качества;

4) вовлеченность преподавателей в двудипломное образование, совместная разработка образовательной программы, преподавание, участие в общих приемных и аттестационных комиссиях;

5) обучающимся, полностью освоившим программы двудипломного образования, присуждается степень каждой организации высшего и (или) послевузовского образования-партнера, либо одна совместная степень на основе договоренностей.

 Включение обучающегося в программу двудипломного образования осуществляется на основе его заявления и в соответствии с заключенным соглашением (договором) с ВУЗом -партнером.

Обучающийся проходит процедуры зачисления в ВУЗе - партнере.

Иностранные обучающиеся, включенные в программу двудипломного образования, проходят аналогичные процедуры зачисления в общий контингент обучающихся с особой отметкой «включенное образование» и указанием периода, срока обучения, количества дисциплин и объема осваиваемых кредитов.

Индивидуальный учебный план обучающегося включает перечень учебных дисциплин, их трудоемкость (в кредитах и часах), распределение по семестрам, организациям высшего и (или) послевузовского образования - партнерам, где они будут осваиваться, порядок перезачета.

Образовательная программа двудипломного образования учитывает требования государственных общеобязательных стандартов высшего и послевузовского образования Республики Казахстан и требования организации ВУЗ-партнера.

Перечень дисциплин образовательных программ обеих сторон учитывается при составлении индивидуального учебного плана обучающегося. Также обучающийся в полном объеме проходит все виды практик и итоговую аттестацию.

При обучении по программам двудипломного образования возможно использование различных технологий обучения, в том числе дистанционных.

В конце каждого учебного года ВУЗ-партнер, реализующий соответствующий модуль программы, выдает обучающемуся транскрипт.

По завершению обучения и выполнению всех требований по каждой из программ обучающемуся выдаются два диплома установленных образцов о присуждении академической степени и два транскрипта либо один совместный диплом на основе договоренностей.

Правила перевода и восстановления обучающихся

Учебный год в вузе начинается с первого сентября и заканчивается согласно академическому календарю.

Обучающийся, отчисленный из университета или другого высшего учебного заведения, может восстановиться в число обучающихся независимо от сроков отчисления, но в зависимости от условий его зачисления и обучения (полная форма, по сокращенным программам), за исключением случаев, связанных с привлечением к уголовной ответственности.

Обязательным условием восстановления является выполнение требований первого академического периода в соответствии с индивидуальным учебным планом и сдача промежуточной аттестации (зачетно-экзаменационной сессии).

При оформлении восстановления производится заключение или переоформление договора об оказании образовательных услуг.

Восстановление осуществляется на тот же курс, если разница в учебных планах составляет не более 16 кредитов и освоение учебных дисциплин обязательного компонента не менее 75%. При этом должны совпадать  общие количества освоенных ранее кредитов, за исключением числа кредитов академической разницы.

Лица, отчисленные ранее из ЗКГУ с формулировкой «... как выполнившие учебный план, но не прошедшие итоговую аттестацию ...», могут восстановиться для повторной сдачи государственных экзаменов и/или защиты дипломной работы/проекта не позднее, чем за две недели до начала очередного периода работы Государственной аттестационной комиссии, согласно следующего регламента:

  • желающий восстановиться для повторной сдачи государственных экзаменов и/или защиты дипломной работы/проекта подает заявление на имя Ректора ЗКГУ, в котором указывает специальность, форму и год завершения обучения, а также формы государственной аттестации для повторной сдачи; 
  • заявление визируется заведующим выпускающей кафедры и деканом факультета, которые уточняют и указывают формы государственной аттестации для повторной сдачи, а также, если формой государственной аттестации является дипломная работа/проект, указывают тему работы (ранее утвержденную или новую), определяют руководителя и рецензента.

Студент, обучающийся по образовательному гранту, по желанию может перевестись с сохранением образовательного гранта в другой вуз.

При переводе обучающегося принимающий вуз учитывает направление подготовки и профиль образовательной программы, а также учебные достижения обучающегося.

Студенты, поступившие по образовательным грантам, утвержденным для отдельных вузов, а также на педагогические специальности в пределах выделенной квоты, могут переводиться в другой вуз только на платной основе.

Перевод обучающегося с групп образовательных программ высшего образования, требующих творческой подготовки на другие группы образовательных программ осуществляется при наличии сертификата ЕНТ с баллом не ниже установленного порогового балла в соответствии с Типовыми правилами приема на обучение в организации образования, утвержденных в соответствии с подпунктом 11) статьи 5 Закона «Об образовании».

Перевод обучающихся с курса на курс осуществляется по завершению курса обучения, в соответствии среднего балла успеваемости (GPA), утвержденного Ученым советом ЗКГУ им.М.Утемисова.

Присуждение вакантных образовательных грантов , высвободившихся в процессе получения высшего образования, осуществляется в период летних и зимних каникул на имеющиеся вакантные места на конкурсной основе.

Конкурс проводится по результатам промежуточной аттестации на основании среднего балла успеваемости GPA за весь период обучения с выдачей свидетельства о присуждении вакантного образовательного гранта.

В случае одинаковых показателей среднего балла успеваемости GPA, преимущественным правом обладают обучающиеся, имеющие оценки только А, А- ("отлично"), затем – оценки от А, А- ("отлично") до В+, В, В-, С+ ("хорошо"), далее – смешанные оценки за весь период обучения.

В случае отсутствия претендентов по конкретной специальности, вакантные образовательные гранты, высвободившиеся в процессе получения высшего образования, передаются на конкурсной основе внутри направления подготовки по итогам летней и зимней экзаменационной сессии.

Правила предоставления академических отпусков обучающимся

Академический отпуск предоставляется обучающимся на основании:

  1. заключения врачебно-консультативной комиссии (далее - ВКК) при амбулаторно-поликлинической организации продолжительностью сроком от 6 до 12 месяцев по болезни;
  2. решения Централизованной врачебно-консультативной комиссии (далее - ЦВКК) противотуберкулезной организации в случае болезни туберкулезом продолжительностью сроком не более 36 месяцев;
  3. повестки о призыве на воинскую службу;
  4. свидетельства о рождении ребенка, документов подтверждающих факт усыновления или удочерения (опекунства) ребенка до достижения им возраста трех лет.

После выхода из академического отпуска обучающийся подает заявление на имя Ректора университета и, при нахождении обучающегося в академическом отпуске в связи с болезнью, представляет справку ВКК (ЦВКК) о состоянии здоровья из организации здравоохранения, наблюдавшей больного, с заключением о возможности продолжения обучения по данной специальности.

В случае, если дата выхода из академического отпуска или ухода в академический отпуск обучающегося не совпадает с началом или окончанием академического периода, то обучающийся: по индивидуальному графику выполняет учебные задания и набирает баллы, необходимые для рейтинга допуска, либо записывается в летнем семестре на дисциплины, по которым образовалась разница.

Правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

Организация и проведение текущего и рубежного контроля успеваемости обучающихся

Учебные достижения обучающихся по всем видам учебных поручений и заданий оцениваются по балльно-рейтинговой буквенной системе оценки знаний в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования по контролю и оценке знаний в вузах и рекомендуемой в университете политике выставления оценок, перевод, которого в традиционную шкалу оценок производится согласно приложению 1.

Данные по посещаемости и успеваемости еженедельно вносятся в электронный журнал (АИС Платонус).

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится по каждой теме учебной дисциплины и включает контроль знаний на аудиторных и внеаудиторных занятиях.

При изучении дисциплины в УМКД (силлабусах) должны быть предусмотрены и отражены различные критерии, виды и формы текущего (ежедневного и еженедельного) контроля знаний  и результатов СРО обучающихся

Рубежный контроль проводится не менее двух раз в течение одного академического периода в рамках одной учебной дисциплины (8 и 15 недели семестра). Исключение составляют учебные дисциплины, изучаемые по модулям.

При проведении занятий (онлайн-сессии), с использованием ДОТ посещаемость учитывается преподавателем на основании видеотрансляции потока с аккаунта каждого из обучающихся, а также по данным (логам) о действиях участников онлайн-сессии вне зависимости от используемой платформы и сервиса. При отсутствии постоянного визуального контакта с обучающимся средствами используемой платформы или сервиса преподаватель фиксирует пропуск занятия обучающимся по неуважительной причине. В случае наличия технических проблем, лишающих возможности транслировать видеопоток, подтверждение фактического участия обучающегося в занятии возлагается на преподавателя (периодический голосовой опрос, контентный опрос на вовлечение и т.п., использование других видов информационно- коммуникационной связи).

Организация и проведение промежуточной аттестации обучающихся

Промежуточная аттестация обучающихся в университете осуществляется в соответствии с академическим календарем и образовательными программами, разработанными на основе государственных общеобязательных стандартов высшего образования.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме сдачи экзаменов и дифференцированных зачетов и называется периодом зачетно-экзаменационной сессии.

Допуск к экзаменационной сессии осуществляется в два этапа:

1) на первом этапе общим распоряжением декана факультета, производится допуск к экзаменационной сессии обучающихся, не имеющих задолженность по оплате за обучение, академическую задолженность по пререквизитам, не находящихся в академическом отпуске или на длительном лечении;

2) на втором этапе осуществляется автоматический допуск к экзамену по дисциплине на основании оценки рейтинга допуска, определяемой по результатам текущего и рубежного контроля успеваемости. Данный допуск осуществляется Офисом Регистратора по экзаменационной ведомости с соответствующей отметкой напротив фамилии каждого студента.

Студенты, не имеющие положительной оценки рейтинга допуска по данной дисциплине, не допускаются к итоговому контролю (экзамену).

Студенты, не сдавшие курсовые работы (проекты) не допускаются к экзамену по соответствующей дисциплине.

Сдача зачетно-экзаменационной сессии по индивидуальному графику разрешается в случае предоставления декану факультета подтверждающей справки/документа: о болезни, в связи с рождением ребенка, со смертью близких родственников, в связи со служебной или учебной командировкой и др.

При явке на экзамен, студенту (обучающемуся) необходимо иметь при себе зачетную книжку. При этом в зачетной книжке должны быть проставлены штампы «Допущен к сессии» для всех обучающихся.

При проведении промежуточной аттестации по учебной дисциплине учитываются оценка, полученная на экзамене, и средний балл оценки текущего контроля успеваемости в течение академического периода.

Успеваемость студента (обучающегося) на экзамене оценивается по балльно-рейтинговой буквенной системе оценки знаний.

Положительная оценка (А-, А "отлично", С+, В-, В, В+ "хорошо", Д-, Д+, С-, С, "удовлетворительно") записывается в экзаменационную ведомость по учебной дисциплине и зачетную книжку студента с указанием набранных кредитов. Оценка F, FХ "неудовлетворительно" записывается только в экзаменационной ведомости.

В случае получения оценки «неудовлетворительно» соответствующая знаку «FХ» обучающийся имеет возможность пересдать итоговый контроль без повторного прохождения программы учебной дисциплины/модуля.

Если обучающийся повторно получает по итоговому контролю оценку «неудовлетворительно» соответствующая знаку «FХ», то он имеет право повторной пересдачи итогового контроля без повторного прохождения программы учебной дисциплины/модуля. Если обучающийся в третий раз получает по итоговому контролю оценку «неудовлетворительно» (в данном случае независимо-это оценка «FХ» или «F»), то он отчисляется из вуза за академическую неуспеваемость.

При этом он имеет право восстановиться в период последующих каникул на образовательную программу, в которой отсутствует данная учебная дисциплина. Требование отсутствия данной дисциплины в образовательной программе, на которую переводится обучающийся не распространяется на дисциплины цикла ООД.

Пересдачи итогового контроля с оценки, соответствующей знаку «FХ» допускается в период промежуточной аттестации и в период каникул до начала очередного академического периода.

В случае получения оценки «неудовлетворительно» соответствующей знаку «F» обучающийся должен вновь записаться на данную учебную дисциплину /модуль, выполнить все виды учебной работы согласно программе и сдать итоговый контроль (экзамен). Повторная запись на учебную дисциплину/модуль осуществляется только на платной основе.

Если, студент выполнивший программу дисциплины в полном объеме, не явился на экзамен, в экзаменационной ведомости, напротив его фамилии делается отметка "не явился". При наличии уважительной причины распоряжением декана факультета данному обучающемуся устанавливается индивидуальный график сдачи экзамена. При отсутствии уважительной причины неявка на экзамен приравнивается к оценке "неудовлетворительно", пересдача которой осуществляется в соответствии с пунктом 23 «Правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации…».

При наличии академической задолженности студент должен зарегистрироваться (подать заявление), пройти процедуру дополнительного обучения по программе дисциплины, при необходимости набрать балл допуска, сдать экзамен (итоговый контроль) на платной основе.

Под академической задолженностью понимается задолженность обучающегося, образовавшаяся в результате не допуска студента к экзамену (итоговому контролю) по рейтингу, получения оценки «неудовлетворительно» (F) на экзамене или неявки на экзамен без уважительной причины.

Студент, несогласный с результатом итогового контроля, подает апелляцию не позднее следующего рабочего дня после проведения экзамена.

На период зачетно-экзаменационной сессии (промежуточной аттестации) приказом Ректора университета создается апелляционная комиссия из числа преподавателей, квалификация которых соответствует профилю апеллируемых дисциплин.

Результаты апелляции оформляются протоколом и на основании ее решения, составляется индивидуальная экзаменационная ведомость на студента (магистранта, докторанта), которая прилагается к основной экзаменационной ведомости.

В транскрипт записываются все итоговые оценки студента, включая положительные результаты повторной сдачи экзаменов.

В транскрипт обязательно записываются все учебные дисциплины и (или) модули, которые изучал обучающийся с указанием всех полученных оценок по итоговому контролю (экзамену), включая оценки FX и F, соответствующие эквиваленту «неудовлетворительно».

Начиная с 1 января 2019 года в транскриптах, для избежание путаницы, оценка С+ приравнивается к традиционной оценке «хорошо» (при этом в транскрипте указывается примечание о сроке введения данного новшества).

Порядок проведения итоговой аттестации обучающихся

Итоговая аттестация обучающихся в вузе проводится по формам, установленным государственными общеобязательными стандартами высшего образования, продолжительность и сроки которых предусмотрены академическим календарем и рабочими учебными планами специальностей.

Итоговая аттестация обучающихся в бакалавриате проводится в форме написания  и защиты дипломной работы (проекта) или подготовки и сдачи комплексного экзамена.

Решением Ученого совета ЗКГУ им.М.Утемисова определяет формы проведения итоговой аттестастации.

При этом программа комплексного экзамена отражает интегрированные знания и ключевые компетенции, формулируемые рынком труда в соответствии с образовательной программой высшего образования.

Если итоговая аттестация обучающихся (в бакалавриате) проводится в форме написания  и защиты дипломной работы (проекта), то обучающийся (при желании) вместо дипломной работы (проекта) может сдавать два комплексных экзамена по следующим основаниям: 

1) длительное лечение в стационаре по состоянию здоровья;

2) воспитание ребенка в возрасте до 2-х лет;

3) уход за больными родителями.

 При этом обучающийся пишет заявление на имя ректора ЗКГУ и представляет соответствующий документ.  Другие случаи замены дипломной работы (проекта) на сдачу дополнительных комплексных экзаменов не допускаются.

К итоговой аттестации допускаются студенты, полностью завершившие образовательный процесс в соответствии с требованиями ГОСО, образовательной программы, индивидуального и рабочего учебных планов и рабочих учебных программ.

Студент выпускного курса, не выполнивший требования образовательной программы, рабочего и индивидуального учебных планов и рабочих учебных программ, остается на повторный курс обучения без прохождения летнего семестра.

Допуск к итоговой аттестации обучающихся оформляется распоряжением декана факультета по списочному составу обучающихся не позднее, чем за две недели до начала итоговой аттестации и представляется в аттестационную комиссию (АК).

Ректорат университета до 1 ноября текущего учебного года утверждает кандидатуры Председателей АК, из числа профессоров, доцентов и преподавателей, имеющих ученую или академическую степень, не работающих в данном вузе, опытных учителей средних школ, высококвалифицированных специалистов производства, соответствующих профилю выпускаемых специалистов.

Профиль специалистов, участвующих в работе АК, определяется соответствием специальности ученой или академической степени или базового образования (по диплому).

Не позднее пяти рабочих дней до начала защиты дипломной работы (проекта) в АК представляются:

1) отзыв научного руководителя дипломной работы (проекта), в котором дается аргументированное заключение "допускается к защите" или "не допускается к защите";

2) рецензия на дипломную работу, в которой дается всесторонняя характеристика представленной к защите дипломной работы (проекта) и аргументированное заключение с указанием оценки по балльно-рейтинговой буквенной системе оценки знаний и возможности присуждения академической степени "бакалавр" или присвоения квалификации по соответствующей специальности.

3) решение выпускающей кафедры о рекомендации к защите (выписка из протокола заседания кафедры);

4) справка (в произвольной форме) о прохождении проверки дипломной работы (проекта) на предмет плагиата.

В АК представляются (при необходимости) материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной дипломной работы, неофициальные отзывы, письменные заключения организаций, осуществляющих практическую деятельность по профилю дипломной работы (проекта), справки или акты внедрения результатов научного исследования, макеты, образцы материалов, изделий, сельскохозяйственных продуктов, коллекции минералов, гербарии.

Студент защищает дипломную работу (проект) при наличии положительного отзыва научного руководителя и одной рецензии специалиста, соответствующего профилю защищаемой работы (проекта).

В случае если научным руководителем дается отрицательное заключение "не допускается к защите", обучающийся не защищает дипломную работу (проект).

Обучающийся допускается к защите дипломной работы (проекта) как при положительном, так и при отрицательном заключении рецензента.

Студент, не явившийся на итоговую аттестацию по уважительной причине, пишет заявление на имя Председателя АК, представляет документ, подтверждающий уважительную причину, и по его разрешению, согласованному с проректором по учебной работе, сдает экзамен или защищает дипломную работу в другой день заседания АК.

Студент не согласный с результатами итоговой аттестации подает апелляцию не позднее следующего рабочего дня после ее проведения.

Для проведения апелляции приказом ректора университета создается апелляционная комиссия из числа опытных преподавателей, квалификация которых соответствует профилю специальности.

В случае удовлетворения апелляции повторно оформляется протокол заседания АК. В этом случае результаты первого протокола погашаются надписью "Оценка пересмотрена протоколом № _______ от ___________ на странице ____" и подписываются всеми присутствующими членами АК.

Документы, представленные в АК о состоянии здоровья после получения неудовлетворительной оценки, не рассматриваются.

Повторная сдача комплексного экзамена или защита дипломной работы (проекта), магистерской диссертации (проекта) с целью повышения положительной оценки не допускается.

Пересдача комплексного экзамена, а также повторная защита дипломной работы (проекта), магистерской диссертации лицам, получившим оценку «неудовлетворительно», в данный период итоговой аттестации не разрешается.

В случаях, если защита дипломной работы (проекта) признается неудовлетворительной, АК устанавливает возможность повторного представления на защиту этой же работы с доработкой, либо разработки новой темы. Данное решение АК записывается в протокол заседания.

Обучающийся, получивший по итоговой аттестации оценку «неудовлетворительно» отчисляется из вуза приказом первого руководителя как «не выполнивший требования образовательной программы» и «не защитивший дипломную работу (проект), или магистерскую диссертацию (проект)» или «не сдавший комплексный экзамен».

Лицам, завершившим обучение по образовательной программе высшего образования и успешно прошедшим итоговую аттестацию, присуждается степень «бакалавр»/ «магистр» и (или) присваивается соответствующая квалификация и выдается диплом о высшем/послевузовском образовании с приложением (транскрипт) бесплатно.

В приложении к диплому (транскрипте) указываются последние оценки по балльно-рейтинговой буквенной системе оценок по всем учебным дисциплинам, сданным курсовым работам (проектам), научно- исследовательским или экспериментально-исследовательским работам, видам профессиональных практик, итоговой аттестации с указанием их объема в академических кредитах и часах.

ЗКГУ дополнительно выдает выпускнику общеевропейское приложение к диплому (Diploma Supplement) бесплатно. 

Обучающемуся по образовательной программе высшего образования сдавшему экзамены с оценками А, А- «отлично», В-, В, В+, С+ «хорошо» и имеющему средний балл успеваемости (GPA) не ниже 3,5, а также сдавшему комплексный экзамен или защитившему дипломную работу (проект) с оценками А, А- «отлично», выдается диплом с отличием (без учета оценок по дополнительным видам обучения).

Для выпускников 2019 года и последующих лет, которые обучаются согласно типовым учебным планам по специальностям высшего и послевузовского образования (для поступивших в вузы до января 2019 года), порядок оформления и заполнения дипломов остается прежним, то есть с указанием специальности и академической степени (или квалификации).

Офис-регистратора, ЦОС составляет список выпускников, окончивших образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования, с указанием их фамилий, имени, отчества (при их наличии), образовательных программ и номеров выданных дипломов, который подписывается ректором ЗКГУ и представляется в уполномоченный орган в области образования в месячный срок после издания соответствующего приказа, а также размещается на сайте ЗКГУ.

Вуз внедряет новые технологии обучения, в том числе дистанционные образовательные технологии (далее – ДОТ) в соответствии с Правилами организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 137 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10768).

ДОТ применяются в отношении:

1) обучающихся по сокращенным образовательным программам на базе технического и профессионального, послесреднего, высшего образования и по программам MBA(EMBA) и DBA;

2) для лиц, являющихся лицами с особыми образовательными потребностями, в том числе детьми-инвалидами, инвалиды детства, инвалидами I и II групп на всех уровнях образования;

3) выехавших за пределы государства по программам обмена обучающихся по образовательным программам высшего и (или) послевузовского образования, за исключением стипендиатов "Болашак";

4) обучающихся по образовательным программам высшего образования, находящихся в длительной заграничной командировке (более 2-х месяцев);

5) обучающихся по образовательным программам высшего и (или) послевузовского образования по программам академической мобильности;

6) осужденных, отбывающих наказание в учреждениях минимальной безопасности при наличии соответствующих технических условий в учреждении.

7) обучающихся всех форм и уровней образования, при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Организация учебного процесса с применением ДОТ

  1. Реализация ДОТ в ЗКГУ осуществляется по следующим видам: сетевая технология и кейс-технология.
  2. Для организации учебного процесса по ДОТ в университете имеется:

a)    Образовательный портал  moodle .wksu.kz.;

b) Оборудование, имеющее выход в телекоммуникационную сеть (Интернет, спутниковое телевидение);

c)    Мультимедийные классы и электронный читальный зал  Library.wksu.kz ;

d)    Учебный контент;

e)    Тестирующий комплекс;

f)    Сетевые системы управления обучением АИС Moodle;

  1. ДОТ основываются на проведении учебных занятий в режиме «online», «off-line». Учебные занятия в режиме «on-line» предусматривают процесс учебного взаимодействия в режиме реального времени (онлайн - лекции посредством видеоконференции, обмен сообщениями по сети Интернет и пр.). Учебные занятия в режиме «off-line» предусматривают процесс учебного взаимодействия, при котором общение преподавателя и обучаемого асинхронно.
  2. При ДО на учебных занятиях применяются интерактивные формы: видео-лекции, вебинары, мультимедиа. Для организации учебных занятий используются компьютерные тестирующие системы; организуются консультации через форумы, чаты и электронную почту.
  3. Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя-тьютора включает интерактивные консультации по всем учебным материалам дисциплины посредством чата, форума, онлайн - занятий и самостоятельного изучения обучающимися теоретического материала.
  4. Учебные и методические материалы могут предоставляться обучающимся в виде: электронных учебных курсов, виртуальных лабораторных практикумов, компьютерных систем контроля знаний с наборами тестов, других электронных материалов; печатных изданий; электронных ресурсов с доступом в сети Интернет (порядок организации учебного процесса с применением ДОТ представлен в «Положении об организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям ЗКГУ им.М.Утемисова»).

Преподаватели и обучающиеся при проведении онлайн-сессии (трансляции видеопотока) в формате дистанционного обучения или работы обязаны соблюдать визуальный и речевой этикет, не совершать любых иных действий, которые могут повлечь отвлечение внимания или нарушение нормального хода занятия либо иного мероприятия академического характера. В случае нарушения преподавателями/обучающимся указанных требований, преподаватель или любое иное лицо, обладающее академическими административными полномочиями, должны прекратить либо заблокировать доступ преподавателя/обучающегося к данному занятию/мероприятию и зафиксировать факт срыва/пропуска занятия без уважительной причины.

Профессиональная практика является обязательным компонентом образовательной программы подготовки кадров. Профессиональная практика подразделяется на учебную, педагогическую, производственную и преддипломную. Вуз разрабатывает и утверждает правила организации и проведения профессиональной практики и правила определения организаций в качестве баз практик. Форма договора на проведение профессиональной практики определяется образовательной программой. Виды, сроки, объем и содержание профессиональной практики определяются стандартами, рабочими учебными планами и программами. В качестве базы для проведения профессиональной практики обучающихся определяются организации, уставная деятельность которых соответствует профилю подготовки кадров и требованиям образовательной программы, имеющие квалифицированные кадры для осуществления руководства профессиональной практикой и материально-техническую базу.

Вуз обеспечивает трудоустройство не менее 50% выпускников в разрезе направления подготовки кадров в течение календарного года.

Изменения и дополнения в документ вносятся по мере обновления нормативно-правовых и инструктивных документов  уполномоченного государственного органа системы образования Республики Казахстан

Составлено: директор Департамента академической деятельности:   

_________ /______________________/       «____» ___________  2019г.

 

Дополнения и изменения в Академическую политику ЗКГУ им.М.Утемисова по формам и подходам проведения промежуточной и итоговой аттестации в рамках ДОТ

 

Промежуточная аттестация обучающихся проводится посредством LMS и других применяемых дистанционных образовательных технологий в целях оценки достижения обучающимися результатов обучения в рамках отдельной дисциплины.

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена, в отдельных случаях проведение экзамена заменяется суммарным оцениванием на основе текущего и (или) рубежного контролей дисциплинам (по заявлениям обучающихся). Итоговая оценка по дисциплине при применении «Суммарное оценивание» определяется как среднее значение баллов, выставленных обучающемуся в течение текущего академического периода за выполнения заданий текущего и (или) рубежного контролей. Руководители образовательных программ определяют перечень дисциплин, экзамен по которым заменяется на «Суммарное оценивание».

При отсутствии возможности проведения экзаменов в дистанционном формате (обучающийся не имеет достаточных технических средств и (или) доступа к сети Интернет, отсутствия доступа к практической базе вуза, специфики соответствующей дисциплины и другие объективные причины) экзамены переносятся, но не позднее, чем до 30 июня 2020 года.

При отсутствии возможности формирования практических навыков и достижения обучающимся результатов обучения посредством дистанционных технологий, по заявлению обучающийся повторно изучает дисциплины с последующим экзаменом в следующем академическом периоде или в рамках летнего семестра.

Экзамены проводятся в форме тестирования, в автоматизированной информационной системеАИС «Platonus».

Письменный экзамен проводится в системе проведения конференций – ZOOM, WhatsApp, Skype, Microsoft Teams, Messenger Rooms и др.

Устный экзамен проводится в режиме реального времени в системе проведения конференций ZOOM, Skype, Microsoft Teams, Messenger Rooms и др. Ведется видеозапись. Обучающийся использует для идентификации оригинал документа, удостоверяющего его личность. Обучающийся заблаговременно получает перечень экзаменационных вопросов и в течение определенного срока готовится по нему к экзамену.

Кейсовая форма экзамена - преподаватели заранее готовят задания кейсов по дисциплине, отправляют на электронные почты обучающихся mail.rugmail.com и др. (в исключительных случаях через WhatsApp). В зависимости от сложности и структуры кейса, их распределяют между обучающимися заранее или в день проведения экзамена.

Защита портфолио - преподаватели заранее готовят задания для портфолио. Защита портфолио проходит на платформах ZOOM, WhatsApp, Skype, Microsoft Teams, Messenger Rooms и др, с демонстрацией презентации.

Творческие экзамены - в форме защиты выполненных практических работ (графический рисунок, гобелены, эскизы, макеты, ювелирные изделия, картина и др.) через платформу ZOOM, Skype, Microsoft Teams, Messenger Rooms и др. в онлайн режиме, в исключительных случаях через WhatsApp (фотографии своих работ обучающиеся отправляют на электронную почту преподавателя в форматах PDF/JPЕG). 

Итоговая аттестация обучающихся в бакалавриате проводится в форме подготовки и сдачи комплексного экзамена или написания и защиты дипломной работы (проекта), в магистратуре написания и защиты магистерской диссертации (проекта).

Аттестационная комиссия (далее - АК), проводит свои заседания с применением дистанционных технологий.

1. Обучающийся, не явившийся на итоговую аттестацию по уважительной причине, пишет электронное заявление в произвольной форме на имя председателя комиссии, представляет подтверждение уважительности причины, и по его разрешению проходит процедуру итоговой аттестации в другой день заседания комиссии. День повторного заседания определяется комиссией.

2. Обучающемуся может быть представлено другое время прохождения итоговой аттестации, если во время защиты имела место техническая неполадка, делающая невозможной аттестацию. В этом случае, технический секретарь оформляет электронный акт технической неполадки и в тот же день направляет копию акта всем членам комиссии.

3. В случаях, делающих невозможной проведение итоговой аттестации посредством дистанционных технологий (например, при необходимости проведения аттестации на практической базе и др.) итоговая аттестация переносится на более поздний срок, но не позднее, чем до – 30 июня 2020 года.

4. Защита дипломной работы (проекта)/магистерской диссертации (проекта) проводится в онлайн формате с использованием дистанционных образовательных технологий. Допускается защита дипломной работы (проекта)/магистерской диссертации (проекта) в режиме офф-лайн, с предоставлением видеозаписи презентации с докладом.

Комплексный экзамен может проводиться в виде компьютерного тестирования или устного экзамена по основным дисциплинам профилирующего цикла, либо в два этапа: компьютерное тестирование и  устный по тем же дисциплинам (по решению выпускающей кафедры).

Идентификация личности обучающегося и членов аттестационной комиссии осуществляется до начала итоговой аттестации.  

Технический секретарь идентифицирует личность обучающегося посредством системы аутентификации или по копии заранее полученного удостоверения личности либо другого документа, удостоверяющего личность сдающего с видеоизображением обучающегося.

Используется система прокторинга  или проктор осуществляет контроль за самостоятельным прохождением обучающимся итоговой аттестации.

Обучающийся должен иметь при себе оригинал документа, удостоверяющий личность. Идентификация председателя и членов комиссии выполняется аналогично заведующим кафедры (деканом).

Обучающийся не согласный с результатами итоговой аттестации подает апелляцию не позднее 2-х следующих рабочих дней после ее проведения.

 

Подробная инструкция проведения промежуточной и итоговой аттестации в рамках ДОТ, размещена на сайте вуза, в разделах Онлайн обучение и Объявления. 

 

Приложение 1 

Балльно-рейтинговая буквенная система оценки учебных достижений обучающихся с переводом их в традиционную шкалу оценок и ECTS

Оценка по
буквенной
системе

Цифровой
эквивалент

Баллы (%-ное
содержание)

Оценка по традиционной
системе

А

4,0

95-100

Отлично

А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89

Хорошо

В

3,0

80-84

В-

2,67

75-79

С+

2,33

70-74

С

2,0

65-69

 

Удовлетворительно

С-

1,67

60-64

D+

1,33

55-59

D-

1,0

50-54

0,5

25-49

Неудовлетворительно

F

0

0-24

 

Brandbook

 

brendbook

EDU NEWS

ҚР БҒМ ресми Telegram-каналы

Официальный Telegram-канал МОН РК

Абай Құнанбайұлының туғанына 175 жыл

 

175-Abai

Әл-Фарабидің туғанына 1150 жыл

 

Сауалнама - Анкета

 

Есіңде болсын! - Помните!

Жалған хабарлама жауапкершілігі...

stop-teror

За анонимные сообщения...

VIRTUAL TOUR

DATABASES

Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2012 JoomlaWorks Ltd.

STAY CONNECTED