БҚМУ-дағы инновация

Основные направления

Инновационное развитие ЗКГУ осуществляется как посредством модернизации деятельности всего университета в сфере мониторинга и анализа, методической работы, информатизации образования и т.д, так и посредством внедрения инноваций в методику преподавания включающую в себя активное вовлечение студента в образовательный процесс (интерактивное обучение) и использование информационных технологий
1. Основные направления модернизации и инновационной деятельности ЗКГУ определены Планом мероприятий по совершенствованию деятельности вуза по результатам институциональной аккредитации, Концепцией развития вуза до 2020 года, требованиями к качеству международных сетей оценки образования и зарубежных аккредитационных агентств, планом инновационно-методической работы университета.
Планом мероприятий по совершенствованию деятельности вуза по результатам институциональной аккредитации предусмотрено внедрение технологий дистанционного обучения на всех уровнях и формах обучения для обеспечения свободного доступ к образовательным услугам; совершенствование содержания КЭД на основе специализаций требуемых рынком труда; развитие международных программ обмена студентов и ППС; проведение международной аккредитации образовательных программ.
В целях выполнения рекомендаций Внешней Экспертной Комиссии принято решение:

- создать комитеты по РУП и КЭД в каждом институте/факультете и расширить их состав за счет привлечения ведущих преподавателей;

- разместить на сайте университета форум посвященный обсуждению содержания образовательных программ;

- ввести систематическую подготовку и обучение эдвайзеров в целях методического обеспечения и контроля индивидуальной траектории обучения студентов;

- график учебного процесса специальности, с указанием сроков практик, согласовывать с руководителями ведущих баз практик;

- усовершенствовать процедуру анкетирования работодателей, что позволяло бы выявлять требования, предъявляемые к каждой образовательной программе;

-ввести практику согласования каталогов элективных дисциплин, содержания специализаций с ведущими работодателями;

- совершенствовать механизм анализа результатов обучения и т.п..

В соответствии с требованиями международных сетей оценки организаций образования и зарубежных аккредитационных агентств, планом инновационно - методической работы университета предусмотрены направления инновационной работы связанные с совершенствованием системы мониторинга и анализа, инновациями в методическом обеспечении, информатизацией учебного процесса, подготовкой к международной аккредитации образовательных программ, которые тесно связаны между собой.

Новые процедуры анализа и мониторинга

Так совершенствуются существующие и вводятся новые процедуры анализа и мониторинга следующих процессов:

1    Анализ системы планирования и управления и их результативности

2    SWOT-анализ сильных и слабых сторон деятельности вуза

3    Мониторинг интеллектуального развития студентов в градации специальность, языки обучения

4    Соблюдение требований Закона РК «Об образовании», нормативных актов, ГОСО

5    Совершенствование рейтинговой оценки деятельности ППС и подразделений университета

6     Выявление отношения ППС и студентов к уровню организации учебного процесса

7    Оценка социального самочувствия ППС и студентов

8    Анализ требований потребителей к организации и содержанию учебного процесса по специальностям

9    Оценка деятельности АУП и руководителей подразделений на основе социологических опросов

10    Анализ результатов успеваемости по итогам сессий

14    Анализ причин неуспеваемости на уровне студента

15    Оценка профессионального уровня ППС и качества преподавания

16    Система менеджмента качества

Также совершенствуются существующие и разрабатываются следующие направления инновационной работы:

1    Изучение и распространение передового педагогического опыта

2    Проведение обучающих семинаров для ППС

3    Организация и проведение конкурса инновационных проектов среди ППС

4    Разработка программ двудипломного образования в ЗКГУ

5    Совершенствование каталогов элективных дисциплин и содержания образовательных программ на основе требований рынка

6    Формирование базы видео-лекций по общеобразовательным дисциплинам

7     Теле-трансляция поточных лекций

8    Формирование видео базы методических материалов (мастер классов, открытых занятий, презентаций)

9    Производство учебных фильмов (в т.ч. с использованием компьютерной графики)

10    Производство и организация трансляции выпусков новостей учебной, методической, научно-исследовательской, воспитательной работы ЗКГУ

11 Совершенствование программной оболочки электронных учебников, в целях развития интерактивности и мультимедийности образовательного процесса.

12 Разработка и совершенствование программ автоматизации учебного процесса и контроля (Регистратор, УМКД, РУП, Антиплагиат, Анкетирование и т.п.)

Для подготовки образовательных программ к аккредитации требуется привести в соответствие с международными требованиями качества, в частности по научной и международной деятельности, следующие показатели:

Научно-исследовательский потенциал: 
- наличие финансируемых научных исследований; 
- научных публикаций в РК, СНГ, зарубежных рейтинговых научных изданиях; 
- научно-исследовательских центров осуществляющих связь науки и производства.

Уровень международного сотрудничества:
- участие в международных программах; 
- наличие программ двудипломного образования с зарубежными вузами; 
- доля иностранных профессоров привлекаемых для реализации образовательных программ; 
- уровень академической мобильности студентов – обучающихся в зарубежных вузах и иностранных студентов; 
- наличие совместных с зарубежными вузами программ научных исследований и т.п.

Инновационные технологии обучения

2. Требования к инновационным методам преподавания были сформулированы в Положении о конкурсе по внедрению инновационных технологий обучения. 
«Под инновационными методами подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании и направленные на повышение качества подготовки путем развития у обучающихся творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проектного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и т.д.).

Инновационные методы в образовательном процессе предполагают:

• использование информационных ресурсов и баз знаний;

• применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий;

• ориентация содержания на лучшие отечественные и зарубежные аналоги образовательных программ;

• использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук;

• применение активных методов обучения, «контекстного обучения» и «обучения на основе опыта»;

• применение интерактивных методов обучения

• использование методов, основанных на изучении практики (case studies);

• использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач».

Требования к интерактивным методам обучения и использованию информационных технологий в учебном процессе также содержатся в критериях оценки профессионального уровня ППС используемых экспертной комиссией.

«Оценка компетенций преподавателя дополняется методологией определения профессионального мастерства преподавателя, в зависимости от его умения использовать интерактивные методы обучения. Интерактивность в педагогическом процессе реализуется и оценивается в зависимости от уровня коммуникативного взаимодействия между преподавателем и студентом:

1.    Информационно-репродуктивный уровень. Преподаватель в совершенстве владеет умением пересказа учебного материала, способен передать обучающимся и слушателям необходимую информацию в соответствии с учебной программой. Главной единицей анализа являются при этом ключевые понятия.

2.    Информационно-адаптивный уровень. Преподаватель трансформирует учебную информацию с учетом социально-психологических особенностей студентов и слушателей, умеет находить и обеспечивать «обратную связь» в любой аудитории. Главной единицей анализа в этом случае становится набор вопросов, волнующих студентов и слушателей.

3.    Проблемно-информационный уровень. Преподаватель владеет умением проблемного изложения материала, т. е. заостряет внимание студентов и слушателей на столкновении противоречий, формулировании парадоксов и нахождении способов их разрешения в мысленных экспериментах вместе с ними. В данном случае главной единицей анализа оказывается проблемная ситуация.

4.    Информационно-игровой уровень. Преподаватель владеет умением подготовить и провести деловую (или ролевую) игру с обучающимися и слушателями, во время которой происходит процесс овладения оп-ределенными практическими навыками и умениями в том виде деятельности, которая и является моделируемой для них. Главной единицей анализа здесь становится деловая (или ролевая) игра.

5.    Информационно-экспериментальный уровень. Преподаватель владеет умением периодически ставить эксперименты, пытаясь преобразовать ту учебную среду, в которой оказались его обучающиеся и слушатели, в новую учебную среду, которая даст им наибольший простор для творческой самореализации. На этой основе происходит формирование нового качества знаний, навыков и умений. В данном случае главной единицей анализа является преобразованный учебный процесс.

Примечание: К интерактивными методам можно отнести методы реализующие 3,4,5 уровень коммуникативного взаимодействия. 
В основе оценки компетенций и способностей интерактивного обучения должен лежать детальный анализ аудиторных занятий. Анализ качества занятий предполагает оценку; содержания, методики проведения, организации, педагогических данных, руководства работой обучающихся, результативности занятий……

……Использование информационных технологий в учебном процессе может включать:
- применение обучающих программ и проведение занятий в компьютерных классах с подключением к сети интернет и интранет:
- использование на занятиях электронных учебников, аудио и видео-материалов;
- использование интерактивной доски, проекторов и др. технических средств обучения;
- формирование базы данных информационных ресурсов.