ЖОО өзін-өзі аттестаттауы

ОТЧЁТ О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООЦЕНКИ 

Западно-Казахстанского государственного 

университета им. М.Утемисова

 

 

Специальности бакалавриата

  

Специальности бакалавриата ЗКГУ им. М. Утемисова

 

Образование

1

5В010200

Педагогика и методика начального обучения

2

5В010300

Педагогика и психология

3

5В010400

Начальная военная подготовка

4

5В010600

Музыкальное образование

5

5В010700

Изобразительное искусство и черчение

6

5В010800

Физическая культура и спорт

7

5В010900

Математика

8

5В011000

Физика

9

5В011100

Информатика

10

5В011200

Химия

11

5В011300

Биология 

12

5В011400

История

13

5В011500

Основы права и экономики

14

5В011600

География

15

5В011700

Казахский язык и литература

16

5В011800

Русский язык и литература

17

5В011900

Иностранный язык: два иностранных языка

18

5В012100

Казахский язык и литература в школах с неказахским языком обучения

19

5В012200

Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения

20

5В012300

Социальная педагогика и самопознание

 

Гуманитарные науки

21

5В020200

Международные отношения

22

5В020300

История

23

5В020500

Филология

 

Право

24

5В030100

Юриспруденция

 

Искусство

25

5В040200

Инструментальное исполнительство

26

5В040300

Вокальное искусство

27

5В040400

Традиционное музыкальное искусство

28

5В040600

Режиссура

29

5В040900

Хореография

30

5В041700

Декоративное искусство

31

5В042100

Дизайн

 

Социальные науки и бизнес

32

5В050100

Социология

33

5В050500

Регионоведение

34

5В050600

Экономика

35

5В050700

Менеджмент

36

5В050800

Учет и аудит

37

5В050900

Финансы

38

5В051000

Государственное и местное управление

39

5В051100

Маркетинг

 

Естественные науки

40

5В060200

Информатика

41

5В060600

Химия

42

5В060800

Экология

43

5В060900

География

 

Технические науки и технологии

44

5В070300

Информационные системы

45

5В070400

Вычислительная техника и программное обеспечение

46

5В072000

Химическая технология неорганических веществ

47

5В072100

Химическая технология органических веществ

 

 

 

 

Услуги

48

5В090200

Туризм

49

5В090600

Культурно-досуговая работа

50

5В091000

Библиотечное дело

Специальности послевузовского образования ЗКГУ им. М. Утемисова

Специальности магистратуры

 

Образование

1

6М010200

Педагогика и методика начального обучения

2

6М010300

Педагогика и психология

3

6М010600

Музыкальное образование

4

6М010800

Физическая культура и спорт

5

6М010900

Математика

6

6М011000

Физика

7

6М011200

Химия

8

6М011300

Биология

9

6М011400

История

10

6М011600

География

11

6М011700

Казахский язык и литература

12

6М011800

Русский язык и литература

13

6М011900

Иностранный язык: два иностранных языка

 

Гуманитарные науки

14

6М020300

История

15

6М020500

Филология

 

Искусство

16

6М042100

Дизайн

 

Социальные науки и бизнес

17

6М050300

Психология

18

6М050600

Экономика

19

6М050700

Менеджмент

20

6М051000

Государственное и местное управление

 

Естественные науки

21

6М060100

Математика

22

6М060700

Биология

23

6М060800

Экология

 

Услуги

24

6М090600

Культурно-досуговая работа

 

 

Состав рабочей группы

Состав рабочей группы по проведению самооценки вуза

1. Тасмагамбетов Асет Сембаевич - первый проректор, д.и.н.

2. Муктар Абилсеит Капизович - проректор по научной работе и международным связям, профессор, д.и.н.

3. Жусупкалиева Галия Кайдаровна - проректор по учебно-методической работе, доцент, к.п.н.

4. Даришева Туймеш Малбагаровна - проректор по воспитательной работе и социальным вопросам, доцент, к.п.н.

5. Подгорная Татьяна Васильевна – и.о.руководителя кадровой службы

6. Ниетова Айгул Сериковна - ученый секретарь

7. Бегеева Мира Кобландиевна – главный бухгалтер

8. Мамбетов Курман Оразбаевич - руководитель хозяйственной службы

9. Юров Олег Винальевич - директор департамента стратегического развития и качества, к.полит.н.

10. Ломоносов Илья Матвеевич – директор центра непрерывного образования

11. Жумагалиева Багдагуль Бериккалиевна – старший эксперт отдела менеджмента качества и оценки

12. Добряев Павел Анатольевич - руководитель отдела мониторинга и социологических исследований, к.филос.н.

13. Габдуллаев Даурен Гарипович - директор департамента информационных технологий

14. Жусипкали Назбек Ахметұлы – зам.директора департамента информационных  технологий

15. Кайсагалиева Гульжахан Смаиловна - директор департамента по академическим вопросам и Болонскому процессу, к.б.н.

16. Айталиев Ермек Сатпаевич – директор центра дистанционого обучения

17. Тасмагамбетова Венера Ахоновна – руководитель отдела статистики и контингента

18. Кдиргужина Эльмира Мендигалиевна - руководитель отдела регистрации и академических записей

19. Аманбаев Аскар Сайынович – директор центра карьеры, к.и.н. 

20. Латыпова Римма Хамитовна - руководитель департамента организации и контроля учебного процесса

21. Есикенова Шолпан Буранбаевна – руководитель отдела развития образовательных программ, академической мобильности и полиязычного образования 

22. Кулмагамбетова Светлана Сатжановна – директор департамента международного сотрудничества, к.п.н.

23. Имашев Эдуард Жусупович – директор департамента науки и коммерциализации 

24. Тастаева Жанна Кенесовна - руководитель отдела послевузовской подготовки, к.и.н. 

25. Алимбекерова Тоты-Кус Еркиновна - директор научной библиотеки

26. Кожевникова Акмарал Адиетовна - руководитель редакционно-издательского центра, пресс-секретарь

27. Утегенова Карлыга Таскалиевна – декан филологического факультета, доцент, к.п.н.

28. Нестеренко Галина Ивановна – декан факультета экономики и управления, к.э.н.

29. Мухлисова Захот Кушкенбаевна – декан факультета истории и права, к.и.н.

30. Исатаев Мейрам Истаевич – декан факультета культуры и искусства 

31. Ниязбекова Актоты Болатовна – декан естественно-географического факультета, к.х.н.

32. Ергалиева Гульжан Алгазиевна – декан педагогического факультета, к.п.н.

33. Миниус Гулсин Медеуовна – декан физико-математического факультета, доцент, к.ф-м.н.

 

Видение, миссия и стратегия

Видение, миссия и стратегия

 Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова

 

Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова является одним из старейших вузов страны. В 1932 году в г.Уральске был открыт второй в Казахстане (после КазПИ) педагогический институт.  В 1937 году он был переименован в Уральский казахский педагогический институт и в честь 100-летия А.С.Пушкина ему было присвоено имя великого русского поэта. В 1996 году Уральский педагогический институт был преобразован в Западно-Казахстанский гуманитарный университет. 14 февраля 2000 года был создан Западно-Казахстанский государственный университет. Постановлением Правительства РК произошло слияние трех вузов области: Западно-Казахстанского гуманитарного универ¬ситета им. А.С. Пушкина, Западно-Казахстанского аграрного университета и Института ис¬кусств им. Даулеткерея. 5 ноября 2002 года происходит реорганизация ЗКГУ путем выделения из него Западно-Казахстанского аграрно-технического университета. 30 мая 2003 года Постановлением правительства РК № 497 Западно-Казахстанскому государственному университету присваивается  имя Махамбета Утемисова. 

В 2003-2004 учебном году ЗКГУ стал одним из крупнейших вузов Западного региона республики. Подготовка специалистов осуществлялась по 56 специальностям гуманитарно-социального, естественно-научного, педагогического, экономического, юридического, искусствоведческого направлений по очной, заочной и ускоренной формам обучения. С учетом основных направлений государственной образовательной политики РК в университете была принята Программа развития ЗКГУ на 2005-2010 годы. Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова определил свою миссию как: «Осуществление образовательной деятельности по подготовке высококвалифицированных специалистов с использованием передовых технологий обучения и современной образовательной инфраструктуры в соответствии с запросами личности, общества и государства». 

Стратегическими целями в реализации этой миссии стало совершенствование инфраструктуры, внедрение новых образовательных и информационных технологий, построение и обеспечение функционирования системы менеджмента качества на основе системного и процессного подходов. 

Реализация Программы развития ЗКГУ на 2005-2010 годы  способствовала переходу на кредитную систему обучения специальностей университета. Были разработаны и утверждены рабочие учебные планы, составлен каталог элективных дисциплин, внесены изменения в расчеты часов, расписание занятий и другие документы. Для внедрения основных принципов новой технологии и координации учебного процесса по кредитной системе обучения в ЗКГУ был создан отдел «Офис регистратора», организована служба академических наставников - эдвайзеров. Университет был оснащен средствами новейшей вычислительной техники, средствами телекоммуникаций, программными средствами. Регулярно пополнялся фонд научной библиотеки, начался выпуск электронных учебников, были открыты новые специальности, проводилась реорганизация структуры вуза и т.п. В соответствии с приказом МОН РК «О разработке и внедрении системы менеджмента качества в организациях высшего профессионального образования» №822 от 10 декабря 2003 г. и в рамках реализации Плана работ по ускоренному переходу казахстанских предприятий на международные стандарты ИСО серии 9000 на 2004-2005 годы, ЗКГУ им. М.Утемисова осуществил внедрение и функционирование СМК в деятельности университета. 

В целом, можно было констатировать, что к 2009 году ЗКГУ состоялся как государственный университет и «Программа стратегического развития ЗКГУ им. М. Утемисова на 2005-2010 годы» в основном была выполнена. Результатом проведенной работы явилось успешное прохождение вузом в 2008 году государственной аттестации. 

К этому времени требовалась новая программа стратегического развития университета. Значительно изменились условия осуществления образовательной деятельности, связанные как с ростом конкуренции на рынке образовательных услуг, так и с сокращением числа абитуриентов по объективным причинам (в частности, по демографическим). Оптимизация, проведенная МОН РК, привела не только к закрытию вузов, чья деятельность не соответствовала нормативным требованиям по кадровому потенциалу, библиотечным, информационным, материально-техническим ресурсам, и которые в силу этого не могли конкурировать с государственными вузами, но и к объединению небольших вузов, совместный потенциал которых составил серьезную конкуренцию ЗКГУ. При этом объединенные частные вузы сохранили практику демпинговых цен на образовательные услуги. Одной из проблем развития университета стало снижение контингента студентов, вызванное не только недобросовестной конкуренцией, но и демографическими процессами, падением рождаемости в первой половине 90-х годов прошлого века, об этом свидетельствовала ежегодно снижающаяся численность абитуриентов, участвовавших в ЕНТ.  

Государственная политика в сфере образования требовала активных мер по совершенствованию высшей школы. В основу новых требований была положена Стратегия вхождения республики Казахстан в число пятидесяти наиболее развитых государств, что ориентировало наше общество на доминирование экономики знаний и наукоемких технологий. Интернационализация образования и ориентация на мировые требования к качеству обучения также выступали предпосылкой разработки новой миссии и стратегии университета.  

Анализ внутренней среды, отчеты проректоров, деканатов, кафедр и т.д. показывали, что Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова на своем уровне также начал сталкиваться с рядом проблем, имеющих системный характер, сдерживающих конкурентоспособность высшего образования и требующих своевременного реагирования, в частности это:

- недостаток квалифицированных кадров по ряду программ обучения; 

-недостаточность условий для открытия программ послевузовского профессионального образования по ряду специальностей;

-невысокая заработная плата ППС и снижение их жизненного уровня; 

-снижение спроса на ряд образовательных программ, преимущественно по педагогическим специальностям и специальностям искусства и культуры; 

- недостаточно развитые совместные образовательные и научно-исследовательские программы с зарубежными вузами;

-недостаточный уровень результативности работы научно-исследовательских центров, отсутствие производственных баз в структуре университета;

- недостаточная обеспеченность студентов местами в общежитии. 

С другой стороны, анализ внешней среды показал, что университет обладает давним и устойчивым положительным имиджем, чему способствует регулярная информация о деятельности вуза в СМИ и что становится позитивным стереотипом в сознании жителей нашего и близлежащих регионов. Эти выводы основывались на данных социологических исследований. Начиная с 2003 года университетом ежегодно проводятся выборочные опросы учеников одиннадцатых классов школ области с целью выяснения их образовательных намерений, предпочтений, мотиваций и выявления среди них потенциальных студентов ЗКГУ. По результатам опросов на соответствие имиджа ЗКГУ ключевым характеристикам «идеального вуза» видно, что соответствие университета по параметрам «престижность и популярность», «наличие высококвалифицированного преподавательского состава», «обеспечение качественной подготовки по специальности» является высоким для большинства респондентов.  

О качестве образования и устойчивом положении ЗКГУ на рынке труда свидетельствовали данные трудоустройства выпускников, которые достигли 70 % в 2009 году. Анкетирование работодателей с целью определения подготовленности выпускников  показало, что очень высоким, высоким и достаточным уровень подготовленности выпускников ЗКГУ считают абсолютное большинство опрошенных. 

Данные этих исследований позволяли сделать вывод, что уровень доверия потребителей к качеству подготовки в ЗКГУ является высоким, но требуется совершенствовать деятельность вуза для сохранения имиджа университета как крупнейшего образовательного центра региона.

Анализ ресурсного потенциала показал, что вуз обладает высоким потенциалом, это:

- многолетний опыт работы и традиции в области образовательной деятельности;

- стабильно высокий рейтинг вуза в стране;

- широкие международные связи и признание вуза за рубежом;

- многопрофильный характер деятельности, позволяющий полностью или частично удовлетворять потребности региона в сферах образования, экономики и управления, культуры и искусства; 

- внедрение в деятельность вуза международных стандартов ИСО - 9001:2000; 

- наличие действующей системы контроля качества образования, включающей внутреннюю нормативную документацию, мониторинговые исследования, текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний, рейтинговую оценку и экспертный контроль профессионального уровня ППС, анкетирование работодателей и т.д.;

- наличие материально-технической базы соответствующей квалификационным требованиям;

- сочетание государственного и внебюджетного финансирования;

- рост расходов на приобретение компьютерной техники нового поколения, развитие информационно-коммуникационных технологий;

- высокий уровень научной и методической подготовки преподавателей, имеющих ученые степени и звания; 

- непрерывное совершенствование системы управления вузом; 

- постоянно действующая система «обратной связи» и т.д.

Исходя из вышеизложенного, возникла настоятельная необходимость привести миссию, цели и задачи вуза в соответствии с имеющимися ресурсами, требованиями рынка, принципами государственной политики в сфере образования. В 2008-09 г. в ЗКГУ была разработана Концепция развития университета до 2020 года. Миссия, цели и задачи Стратегии широко обсуждались в структурных подразделениях вуза, были размещены на его сайте и утверждены решением Ученого совета университета  (Приложение 1.1).

Методология разработки миссии университета основывалась на необходимости отразить историю вуза в его развитии; определить место и роль вуза в регионе; показать приверженность идеям межнационального и межкультурного сотрудничества; раскрыть участие в процессах демократизации общества, гуманизации и инновационного развития образования; подчеркнуть высокие требования, предъявляемые вузом к качеству обучения в соответствии с реализуемыми направлениями подготовки; место и роль выпускников вуза в развитии региона и страны. 

Миссия ЗКГУ: Сохранение и приумножение учебно-образовательных,научных и воспитательных традиций одного из старейших вузов Казахстана, на основе евразийских идей межкультурного диалога и национального согласия, позволяющих Западно-Казахстанскому государственному университету им. М.Утемисова быть центром социальной, экономической, культурной модернизации региона. Подготовка высококвалифицированных специалистов с использованием передовых технологий обучения и современной образовательной инфраструктуры в соответствии с запросами личности, общества и государства, способных позитивно влиять на развитие образования, экономики, права, искусства и культуры, накопление и распространение гуманитарных, естественно-научных и технических знаний.

Целью было определено: Осуществление учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной деятельности в сфере высшего и послевузовского образования на основе интеграции науки, образования и производства, способной обеспечить высокое качество образования и устойчивое развитие университета.

Исходя из вышеуказанных миссии и цели были сформулированы следующие задачи развития вуза:

 -Совершенствование деятельности университета посредством создания необходимых организационно-нормативных, кадровых, программно-методических и других условий для интеграции учебного и воспитательного процессов, последовательного развития и самореализации творческой личности;

-Проведение инновационной политики в области информатизации образования и внедрения новых технологий обучения;

- Проведение научно-исследовательских работ;

-Укрепление связи с международными фондами, организациями и иностранными вузами-партнерами для сотрудничества в области образования и науки, привлечения средств и повышения квалификации своих сотрудников через участие в международных проектах; 

- Совершенствование финансирования вуза в соответствии с реалиями  и потребностями социально-экономического развития общества.

Таким образом, миссия, цель и задачи развития ЗКГУ - это емко сформулированное видение перспективного развития организации обоснованно связанное с оценкой исходных условий, как внешних, так и внутренних, полностью соответствующая целям и задачам национальной системы образования, развития страны и региона. 

Для конкретизации поставленных задач, корректировки индикаторов развития, в связи с изменениями как внутренних, так и внешних условий, выделения этапов реализации Концепции, потребовалась разработка сопутствующих документов таких как «Стратегия развития Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова до 2015 года» (Приложение 1.2), функциональных стратегий – «Стратегия развития науки Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова до 2015 года» (Приложение 1.3), «Стратегия интернационализации и академической мобильности  Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова до 2015 года» (Приложение 1.4), «Программа реализации параметров Болонского процесса в Западно-Казахстанском государственном университете им. М. Утемисова до 2015 года» (Приложение 1.5) и ряда других. Подготовка этих документов осуществлялась по инициативе сотрудников соответствующих подразделений, они обсуждались в коллективах, были размещены на сайте университета. Разработка стратегий производилась с учетом национальных и международных требований к качеству образования, развития академической мобильности, участия в рейтингах, процедурах аккредитации и т.п.  На основании миссии вуза были разработаны миссии факультетов.

Задачи развития находят свое дальнейшее отражение в оперативном планировании деятельности вуза и его подразделений, что является залогом их реализации. В университете осуществляется планирование разных уровней. Структура планов, сроки утверждения определены в Матрице планирования, размещенной на внутреннем сайте университета и доступной для пользователей. Цели в области качества формируются на основе обязательств Политики университета и включают как стратегические цели, так и цели оперативные. Подобный документ также размещается на внутреннем сайте университета и делает прозрачной деятельность университета по всем его направлениям. Механизмом контроля является оценка эффективности оперативного планирования, сопоставление целей и достигнутых результатов на основе отчетов. Таким образом, ежегодная самооценка вуза позволяет отслеживать выполнение его стратегических задач.

Планирование и управление финансовой деятельностью вуза осуществляется на основе миссии и стратегии вуза, планов разного уровня и включает процедуры: составления проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении и его утверждение. Перспективное и краткосрочное планирование финансовой деятельности позволяет эффективно распределять ресурсы вуза. ЗКГУ является стабильным и финансово-устойчивым предприятием.

В каждом подразделении университета осуществляются мониторинговые функции. Это обеспечивает оценку количественных и качественных изменений процессов, которые относятся к данной структуре. В то же время в структуре университета имеется отдел мониторинга и социологических исследований, позволяющий отслеживать динамику процессов на уровне всего высшего учебного заведения. Одним из инструментов мониторинга реализации миссии и стратегии ЗКГУ являются ежегодные социологические опросы студентов, преподавателей и сотрудников университета: «Мнение студентов и преподавателей об эффективности образовательного процесса в ЗКГУ им. М. Утемисова», «Мониторинг социального самочувствия студентов ЗКГУ им. М. Утемисова», «Мониторинг социального самочувствия преподавателей и сотрудников ЗКГУ им. М. Утемисова», «Состояние межэтнических отношений, языковая практика и религия в восприятии студентов ЗКГУ им. М. Утемисова». Результаты измерений и контроля предоставляются руководству ЗКГУ, а также размещаются на внутреннем сайте университета. Подобная практика свидетельствуют о сформировавшейся культуре контроля и измерений и наличии способов поддержания миссии, целей и задач и оценке их эффективности. Социологический мониторинг играет и важную роль для анализа текущего состояния ЗКГУ им. М. Утемисова, выявления его ресурсов, характеристики инфраструктуры университета, определения её достаточности для оптимальной организации процесса обучения студентов и эффективной работы ППС и АУП.  Представленные в соответствующих аналитических отчётах результаты данных опросов позволяют судить как студенты, ППС и АУП оценивают состояние материально-технических и санитарно-гигиенических условий образовательного процесса в университете, его учебно-методическую и информационно-технологическую обеспеченность, состояние его социальной инфраструктуры, эффективность проводимой в нём учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы, а значит и эффективность реализации его миссии и стратегии. 

Кроме того, в анкету, используемую при проведении опроса «Мнение студентов и преподавателей об эффективности образовательного процесса в ЗКГУ им. М. Утемисова», включены вопросы, ответы на которые позволяют оценить информированность студентов и преподавателей относительно основных положений стратегических документов университета (Миссии ЗКГУ и Стратегии ЗКГУ), охарактеризовать их участие в обсуждении данных документов, а также выяснить их мнение об эффективности реализации основных положений этих документов. Собранные данные  свидетельствуют о том, что подавляющее большинство студентов 68%, и преподавателей 90%,считают, что основные положения миссии ЗКГУ им достаточно хорошо известны. Что касается участия студентов и преподавателей в обсуждении данных документов, то 32% опрошенных студентов и 54 % преподавателей заявили о том, что они активно участвовали в обсуждении миссии ЗКГУ. Эффективной  посчитали реализацию миссии университета в общей сложности 64% студентов и 82% преподавателей. 

Важным инструментом поддержания миссии, целей и задач стратегии и их эффективности, анализа текущего состояния, оценки ресурсов являются регулярные встречи ректора с коллективом университета. В процессе диалога обсуждаются введение инноваций, изменения структуры и цели, которые преследует университет, проводится анализ текущего состояния дел, осуществляется отслеживание и закрепление полученных результатов и т.п.. 

Руководство университета открыто для предложений всех заинтересованных лиц, установлены часы приема ректора и проректоров, в корпусах размещены ящики для обращений, действует блог ректора.  

Структура Западно-Казахстанского государственного университета формировалась на основе миссии и стратегии вуза: так, департамент стратегического развития и качества, в частности, призван обеспечить эффективность системы планирования и соответствие национальным и международным требованиям к качеству образования; департамент информационных технологий осуществлять информатизацию производственного и учебного процесса в ЗКГУ; Центр карьеры проводить комплексную профориентационную работу и работу с выпускниками; научные центры обеспечивать связь науки и образования; молодежный центр развития внедрять принципы самоуправления в жизнь студенчества и т.п. Таким образом, созданная в университете структура направлена на выполнение миссии учебного заведения, его целей и задач. 

Активная работа по развитию университета на основе стратегического планирования способствует тому, что в ХХI веке деятельность Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова получает широкое признание в республике и за рубежом. ЗКГУ одним из первых вузов Республики Казахстан подписал Болонскую декларацию. В числе первых вузов Казахстана университет стал лауреатом "Зо¬лотой медали SPI" Международной ассоциации содей¬ствия промышленности, удостоен  престижной награды «EUROPEAN QUALITY», медали "EuroEducation 2006: integration of  European experience" и других наград. 

Подтверждением соответствия международным требованиям к качеству образования стало прохождение ЗКГУ институциональной аккредитации в НАЦ МОН РК по международным стандартам в 2010 году. В 2012 году 11 образовательных программ вуза прошли международную аккредитацию в российском независимом агентстве АККОРК, которое является членом Европейской ассоциации гарантий качества в высшем образовании (ENQA). В 2013 году прошли аккредитацию три образовательные программы вуза в германском агентстве ACQUIN.   

В мировом рейтинге Web-сайтов вузов по данным Международного рейтингового агентства Webometrics Ranking of World Universities сайт Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова в 2012 году занял 22 место среди вузов Казахстана. 

В Национальном рейтинге вузов Республики Казахстан по результатам рейтинга многопрофильных вузов ЗКГУ занял в 2013 году 7 место. Более десяти специальностей вуза ежегодно занимают высокие места в Национальном рейтинге образовательных программ.  

Соответствие квалификационным требованиям законодательства РК университет подтвердил, успешно пройдя государственную аттестацию в 2013 году.

Международное сотрудничество осуществляется на основе более 60 договоров с зарубежными вузами, научными центрами и другими научными организациями стран Европы, Азии, Америки, стран СНГ. География академической мобильности преподавателей и студентов охватывает Германию, Польшу, Великобританию, Турцию, Украину, Россию. Университет принимает участие в международных программах DААD, GLOBAL Upgrade, ERASMUS MUNDUS.

Подготовка кадров с высшим и послевузовским образованием ведется на 7 факультетах и 23 кафедрах по 50 специальностям бакалавриата, 24 специальностям магистратуры. 

На протяжении ряда лет ведется поэтапное внедрение основных положений Болонского процесса и сегодня достигнуты практические результаты, как по обязательным, так и по факультативным и рекомендательным параметрам Болонского процесса, таким как:

 - трёхуровневая система высшего образования;

 - академическая мобильность студентов и преподавателей;

 - постоянный и комплексный контроль качества образования; 

- европейская система оценок, кредитов, приложений к диплому;

 - активная вовлеченность студентов в формирование содержания образовательных программ, организацию учебного процесса, социальную работу; 

- модульное структурирование образовательных программ с учетом компетентностного подхода и Дублинских дескрипторов;

- образование в течение всей жизни, дистанционное и электронное обучение.

Показателями качества подготовки специалистов в ЗКГУ является их востребованность на рынке труда, карьерные достижения и высокий уровень конкурентоспособности (трудоустройство выпускников вуза в 2013 году достигло 80 %).

Система социального партнерства построена на взаимодействии с потребителями; заключены 150 договоров по прохождению практик обучающимися; создана Ассоциация выпускников и Совет работодателей; проводятся опросы руководителей баз практик; содержание образовательных программ обновляется с учетом требований  работодателей.

Одной из приоритетных задач ЗКГУ является осуществление комплекса мер по воспитанию молодeжи с высокими гражданскими и нравственными принципами, чувством патриотизма и социальной ответственности. Для реализации этих задач создано студенческое самоуправление, военно-патриотический клуб, молодежные организации,  проведено более 200 мероприятий патриотической направленности (2009-2013 гг.). Обеспечивается сезонное трудоустройство около 600 студентов в ССО, по программе «Жасыл ел». В университете созданы все необходимые условия для творческого развития обучающихся и проведения спортивно-массовых мероприятий. Доля обучающихся, принимающих активное участие в общественной деятельности, работе кружков, секций и т.п. составляет более тридцати процентов от общего контингента. 

В ЗКГУ активно используются возможности современных информационно-коммуникационных технологий – созданы собственные программные продукты для обеспечения образовательного процесса, специализированные сайты и сайты факультетов, выпускаются электронные учебники, курсы видео-лекций, документальные фильмы и информационные программы. 

Научная деятельность осуществляется научными центрами, факультетами и кафедрами. Плодотворно развивается научное сотрудничество на базе созданных научно-исследовательских консорциумов с зарубежными вузами. За последние 3 года общий объем финансирования внешними заказчиками по научным проектам составил более ста миллионов тенге. За счет средств вуза финансировалось около двадцати проектов. В ЗКГУ существует ряд молодежных объединений занимающихся научно-исследовательской работой, которые за последние годы также выиграли более двадцати грантов.

Научно-исследовательская деятельность направлена на развитие фундаментальной науки и прикладных изысканий в сфере химии, биологии, экологии, педагогики, филологии, истории, археологии и т.д.  

Количество студенческих научных объединений достигло 35, количество студентов, вовлеченных в НИР более тысячи человек. Студенты ЗКГУ являются лидерами республиканских олимпиад по географии, математике и химии, призерами международных олимпиад по физической культуре, экономике, учету и аудиту, информатике. 

С целью повышения качества менеджмента научных процессов в 2012 году образован Департамент науки и коммерциализации. В 2013 году ЗКГУ получил сертификат о государственной аккредитации как субъект научной и научно-технической деятельности. 

Научно-образовательная деятельность осуществляется высокопрофессиональным профессорско-преподавательским составом. За последние годы в университет для чтения лекций приглашались более 50 зарубежных профессоров из семи стран мира.

Демократизация управления в университете осуществляется с опорой на принцип корпоративного управления через расширение функций коллегиальных органов – советов факультетов, Ученого совета, Попечительского совета. Реализован принцип информационной открытости вуза, ЗКГУ широко представлен в информационном пространстве области и республики, интернет пространстве. Реализован принцип обратной связи – проводятся социологические опросы и мониторинг социального самочувствия студентов и преподавателей. 

Научная библиотека ЗКГУ имеет более миллиона единиц хранения, десять читальных залов.    

 Инфраструктуру и материально-техническую базу составляют 8 учебных корпусов, 2 студенческих общежития, 2 типовых спортивных зала, 3 приспособленных спортивных зала, 2 открытые спортивные площадки, агробиостанция. За последнее десятилетие построены Дворец спорта, здание химической лаборатории,  девятиэтажное студенческое общежитие, малосемейный дом для ППС и сотрудников. В учебных корпусах имеются студенческое кафе, студенческие столовые и буфеты. При университете функционирует собственный медицинский пункт. 

Развит парк компьютерной и интерактивной техники – более тысячи компьютеров объединены в локальную сеть, 47 компьютерных классов, доступ в интернет со скоростью 10 Мбит/с., интерактивные доски, видеопроекторы, принтеры и другая компьютерная техника, непрерывно пополняемая, обеспечен бесплатный доступ Wi-Fi во всех учебных корпусах университета. 

Современные достижения позволяют сформулировать новое видение ЗКГУ как ведущего центра образования, науки и культуры в регионе. Университет представляет собой открытую социокультурную и информационную систему, что требует непрерывного совершенствовании структуры и содержания деятельности, суть и направления которых определяются процессом становления Казахстана как правового государства с рыночной и социально-ориентированной экономикой, демократическими преобразованиями в обществе, вхождением национальной образовательной системы в мировое образовательное пространство. 

В 2013 году возникла необходимость внесения изменений и дополнений в стратегию развития ЗКГУ, что было обусловлено новыми приоритетами в развитии системы образования и страны в целом; принципиальными изменениями в системе высшего и послевузовского образования РК; изменениями в нормативно-правовой базе - Закон «О науке» (2011), Закон «Об образовании» (2011), Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 гг., Стратегический план МОН РК на 2011-2015 гг., Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения (2011), Стратегия академической мобильности в Республике Казахстан на 2012-2020 годы и другими документами; новыми требованиями к методологии стратегического планирования. 

Не менее важным, в условиях курса на автономию вуза, является привлечение к разработке стратегических документов всех лиц заинтересованных в дальнейшем совершенствовании деятельности университета. Вопросы стратегического развития ЗКГУ обсуждались на заседаниях Попечительского совета, Студенческого самоуправления вуза, Совета работодателей, Советов факультетов. (Приложение 1.6) Материалы по обсуждению стратегии размещались на сайте университета.  В основу обсуждения были положены результаты анализа внешней среды деятельности вуза, рынка труда и востребованности выпускников университета по специальностям, перспективного анализа развития рынка образовательных услуг, который проводился в рамках разработки Программы профориентационной работы (является маркетинговой стратегией университета). 

По результатам обсуждения Стратегия развития Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова до 2020 года была утверждена решением Ученого совета от 30.09.13 протокол №1.

В новой редакции Стратегии выбор направлений развития ЗКГУ до 2020 года определяется его миссией, видением и приоритетами развития казахстанского общества, науки и экономики, системы высшего и послевузовского образования, программными документами РК в области образования. Исходя из этого и были определены стратегические направления развития вуза, и ожидаемые результаты по каждому из них. 

Так, например, ожидаемыми результатами по Стратегическому направлению «Подготовка конкурентоспособных кадров» стали:

Доля выпускников трудоустроенных по специальности, от общего числа выпускников: 2015 г. – 80%; 2020 г. – 85 %;

- Доля аккредитованных образовательных программ, от общего числа реализуемых: 2015 г. – 35%; 2020 г. – 70%;

- Доля студентов, участвующих в реализации социально-значимых республиканских и университетских проектов: 2015 г. – 27%; 2020 г. – 38% и т.п. 

Ожидаемыми результатами по Стратегическому направлению «Формирование университета как регионального научно-исследовательского центра» являются:

- Количество научных публикаций в журналах с импакт-фактором: 2015 г. – 10; 2020 г. – 50 (не менее 5% ППС);

- Доля научных проектов, выполняемых в рамках международного сотрудничества: 2015 г. – 15%; 2020 г. – 30%;

- Доля ППС, участвующих в выполнении фундаментальных и прикладных программ, от общего их количества: 2015 г. – 25%; 2020 г. – 40% и т.п.

Стратегическое направление «Развитие кадрового потенциала и системы управления» будет успешным при достижении следующих показателей:  

- Соотношение числа педагогических работников со степенью и общего числа преподавателей: 2015 г. – 52%; 2020 г. – 60%;

- Доля ППС, прошедших повышение квалификации: не менее 20% ежегодно;

- Доля АУП прошедших повышение квалификации и переподготовку в области менеджмента образования: 2015 г. – 100%; 2020 г. – 100% и т.п. 

«Развитие инфраструктуры и материально-технической базы»:  

- Обеспеченность учебными площадями, лабораториями, объектами социального назначения, компьютерами на уровне требований ГПРО 100 %; 

- Доля студентов, обеспеченных общежитием от общего числа нуждающихся в жилье: 2015 г. – 80% ; 2020 г. –95 % и т.п. 

При этом Стратегия в новой редакции не только определяет показатели, но и раскрывает механизм их достижения. Для каждого направления определены ряд целей, которые в свою очередь разбиты на ряд задач. 

Так, направление «Подготовка конкурентноспособных кадров» связано со следующими целями: Цель 1.1: Подготовка кадров с высшим и послевузовским образованием, удовлетворяющих потребностям индустриально-инновационного развития экономики РК, запросам внутреннего и внешнего рынка труда; Цель 1.2: Создание диверсифицированной образовательной среды, содействующей качественному профессиональному и гражданскому становлению обучающихся. 

В свою очередь Цель 1.1 требует: 

- решить задачи гармонизации содержания образовательных программ в соответствии с аналогичными программами зарубежных вузов-партнеров; 

- приведение образовательных программ в соответствие требованиям Европейской и Национальной квалификационных рамок;

- обеспечение качества образования в ЗКГУ посредством независимой институциональной аккредитации; 

- обеспечение качества образовательных программ посредством национальной и международной аккредитации, в том числе в зарубежных агентствах ACQUIN, ASIIN, AQA и др.; 

- привлечение социальных партнеров и работодателей к разработке и реализации образовательных программ;

- развитие академической мобильности обучающихся, ППС и сотрудников; 

- вовлечение обучающихся в научные исследования и т.д.  (Приложение 1.7).

Стратегия развития ЗКГУ, с изменениями и дополнениями от 2013 года, дает возможность университету внести свой вклад в развитие отечественной системы высшего и послевузовского образования; реализовать требования нормативно-правовых документов и положений МОН РК в области образования; ориентироваться на национальные традиции и международные тенденции в области высшего образования; сохранить  лидирующие позиции в регионе и занять достойное место в республиканском, евразийском и в международном рейтингах. 

Стратегия является организационно-методологической основой для последующих разработок структурными подразделениям вуза своих краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов развития и мероприятий по их реализации.    

Выявленные по результатам анализа слабые стороны и угрозы, такие как недостаточная обеспеченность студентов местами в общежитии; возможность закрытия отдельных программ обучения; значительная доля преподавателей с учеными степенями и званиями предпенсионного и пенсионного возраста; снижение востребованности на рынке труда специалистов с высшим образованием по отдельным программам обучения являются предметом рассмотрения коллегиальных органов, что отражено в таких раздела отчета по самооценке как «Обучающиеся», «Образовательные программы» и др.. 

 

В отношении процедур разработки миссии, видения и стратегии комиссия отмечает наряду с сильными сторонами – направленности на удовлетворение потребностей государства, заинтересованных лиц и обучающихся, адекватности требованиям рынка, прозрачности, публичности, регулярного пересмотра и т.п., что привлечение заинтересованных лиц к формированию миссии и стратегии требует совершенствования.  Создан механизм формирования миссии с участием заинтересованных лиц, обсуждение проходит на заседаниях Совета работодателей, Попечительского совета, студенческого самоуправления, но как свидетельствуют результаты опросов, если миссию и стратегию вуза знают подавляющее большинство преподавателей и студентов, то активное участие в ее формировании принимало относительно небольшое количество студентов и преподавателей. Комиссия отмечает, что подобные документы разрабатываются преимущественно профессиональными руководящими работниками образования, но основные тенденции развития, требования нормативных актов должны предварительно обсуждаться с заинтересованными лицами, чтобы обеспечить их реальное участие в формировании стратегических документов.   

 

 

Выводы

 

Выводы:

1. Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова имеет богатую 81-летнюю историю, он рос и развивался вместе с нашей страной, прошел ряд реорганизаций и преобразований, накопил успешный опыт модернизации и инновационной деятельности. На всех этапах развития вуза разрабатывались стратегические документы, миссия, цели и задачи, основанные на приоритетах развития образования в Республике Казахстан, удовлетворении потребностей государства, работодателей и обучающихся. (8.2.1;8.2.7)

2. Сформулирована миссия университета, в которой удалось отразить историю вуза; определить его место и роль в регионе; показать приверженность идеям межнационального и межкультурного сотрудничества; раскрыть участие в процессах демократизации общества, гуманизации и инновационного развития образования; подчеркнуть высокие требования, предъявляемые вузом к качеству обучения в соответствии с реализуемыми направлениями подготовки, место и роль выпускников вуза в развитии региона и страны, что соответствует целям и задачам национальной системы образования, интересам развития республики.  (8.2.2;)

3. Разработка стратегических документов осуществлялась по результатам анализа внешней и внутренней среды, имеющихся рисков, соответствия  ресурсам, с учетом потребностей рынка труда и особенностей рынка образовательных услуг в регионе. (8.2.3)

4. К разработке миссии и стратегии университета привлекаются социальные партнеры, работодатели, ППС и студенчество. Обсуждение этих документов проходит на заседаниях коллегиальных органов – Попечительского совета, Совета работодателей, Студенческого самоуправления, Советов факультетов, Ученого совета. Информация о миссии и стратегии вуза, результатах их обсуждения размещалась на сайте, рассылалась на кафедры, размещалась на информационных стендах. Результаты социологических опросов подтверждают знание подавляющим большинством ППС и студентов миссии и стратегии вуза.(8.2.4; 8.2.5; 8.2.11;8.2.12)

5. Важнейшими элементами процесса формирования и регулярного пересмотра миссии и стратегии, мониторинга их реализации являются нормативные документы МОН РК, регулирующие процессы жизнедеятельности и развития образования в стране; внедрение международных требований и процедур совершенствования качества образования; анализ эффективности планирования и отчетов; социологический мониторинг реализации миссии и стратегии; привлечение заинтересованных лиц -социальных партнеров, работодателей, ППС, студенчества; встречи ректора с коллективом и открытость руководства университета для предложений.(8.2.5; 8.2.6) 

6. Структура управления вузом и принципы, положенные в основу ее формирования позволяют реализовать миссию, цели и задачи вуза. Планирование разных уровней направлено на реализацию масштабных стратегических целей, последовательно, как ряд оперативных целей. Созданная система отчетности обеспечивает регулярную самооценку по всем направлениям развития. Перспективное и краткосрочное планирования финансовой деятельности обеспечивает эффективное распределение ресурсов для реализации миссии и стратегии университета.(8.2.8)

7. По промежуточным результатам реализации Стратегии ЗКГУ до 2020 года деятельность университета получила международное признание, а современное состояние вуза отвечает национальным лицензионным и квалификационным требованиям, что позволяет реализовать государственную политику в сфере образования.(8.2.9;8.2.10;8.2.13.4)

8. В новой редакции Стратегии выбор направлений развития ЗКГУ до 2020 года определяется его миссией, видением и приоритетами развития казахстанского общества, науки и экономики, системы высшего и послевузовского образования, программными документами РК в области образования. Учтены слабые места и потенциальные угрозы. Были определены ожидаемые результаты по каждому стратегическому направлению. Стратегия в новой редакции раскрывает механизм достижения заявленных показателей. Для каждого направления определены ряд целей, которые в свою очередь разбиты на ряд задач.

 

9. Анализ показывает, что процедуры разработки миссии, видения и стратегии имеют целый ряд сильных сторон – направленности на удовлетворение потребностей государства, заинтересованных лиц и обучающихся, адекватности требованиям рынка, прозрачности, публичности, регулярного пересмотра и т.п. Но привлечение заинтересованных лиц, студентов  и преподавателей к формированию миссии и стратегии требует совершенствования. Институциональный профиль по стандарту содержит около двадцати критериев, и как отмечено в выводах, не в полной мере реализуется только один из них. Таким образом, университет отвечает требованиям данного стандарта.