Абузяров Разак Абдрахманович

abuzyarov

 

доктор педагогических наук

 {tab=СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ}

 Фамилия    Абузяров 

Имя  Разак 

Отчество Абдрахманович 

Дата рождения  16.06.1932

Место рождения с.Лепсинск Андреевского района Талды-Курганской области

Общий трудовой стаж  61 год

Общий стаж педагогической работы  61 год

Стаж работы в данном учреждении  44 год

Ученая степень доктор педагогических наук 

Контактный телефон  534619

Мобильный телефон  87775268284

 

 {tab=СВЕДЕНИЯ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ}

Курсы повышения квалификации преподавателей русского языка в вузах, Московский Государственный педагогический университет им. А.С.Пушкина, 1980г.

 

 {tab=СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ} 

В СЕМИНАРАХ

Выступление в качестве пригашенных на всесоюзных и республиканских научных конференциях: Всесоюзные педчтения в Москве в 1975, 1976, 1990,  Международная конференция русистов, 1992г., в Алматы (1974, 1984, 1989, 1991, 1995), Кишинев (1972), Ереван (1974), Таллин (1977), Баку (1981), Ташкент (1980, 1982), Свердловск (1983, 1985). Чебоксары (1981), Фрунзе (1990), Семипалатинск (1991), Караганда (1996), Уфа (1995, 1997, 2000), Казань (1997, 1998, 2000, 2001).

 Был приглашён в Москву и выступил с докладом на VII конгрессе МАПРЯЛ с докладом «Существенный фактор преобразования телепередач в эффективные средства обучения русской речи». – Сборник материалов Конгресса, том 2, с.270 

 В Уральске совместно с учеными трех республик с1997г. организовал семь крупных международных конференций с участием ведущих ученых СНГ по проблемам евразийства, Уральску как поэтической родине великого татарского поэта Габдуллы Тукая,  Ренессансу исламской цивилизации и др.

1.Евразийство в творческом наследии Л.М.Гумилёва //   Международная научная конференция в Казани (30.06.2004г.). - Казань 2004.

2.Евразийство и культура мира – основополагающие идеи развития Казахстана и России на этапе становления Евразийского Союза //   Международный Шалкарский форум. Международная научно-практическая конференция. - Орал, 2004. Возможности эвристики паритетного евразийства //  Россия и Восток. Обучающееся общество и социально-устойчивое развитие каспийского моря Мат-лы Межд. научно-практической конференции.– Астрахань, 2005

3.Евразийство и культура мира - основополагающие идеи развития Казахстана и России на этапе становления Евразийского Союза // К истокам евразийской культуры. Осмысление. Проблемы. - Казань. 2005

4.Проблемы "Восток - Запад" в образовании через призму наследия Габдуллы Тукая. // К истокам евразийской культуры. Осмысление. Проблемы. - Казань. 2005

5.Место Тукая в тысячелетней истории Казани.- Уральская тукаениана. Вступительное слово. - Круглый стол // К истокам евразийской культуры. Осмысление. Проблемы. - Казань. 2005. с.146

6.Евразийство как ведущая идея развития Казахстана и Российской Федерации в творчестве великого татарского поэта Габдуллы Тукая //  Современный музей как важнейший ресурс развития города и региона. Материалы Международной конференции. Казань, Школа, 2005, с. 7-15 

7.Музей Габдуллы Тукая – научный и методический центр патриотического воспитания, формирования межконфессионального согласия //   Музей Габдуллы Тукая – центр формирования паритетного евразийства, межнационального и межконфессионального согласия. Материалы научно-практической конференции.- Уральск, 2007. с. 21-26.

8.Исламский ренессанс в основе творчества Габдуллы Тукая. Лингвокультурологический аспект обучения русской речи   //  Актуальные проблемы «Педагогических образований в условиях реализации компетентностного подхода». Уральск, 2007.

9.Современный подход к развитию науки, просвещения и к воспитанию с позиции философии исламского ренессанса //  Проблемы формирования евразийского мышления (паритетного евразийства). Сборник материалов международной конференции. Под редакцией Р.А. Абузярова. - Уральск, 2008 г. С.46

10.«Исторический бульвар Казани «Хартия Земли – Араис» в свете градостроительной политики Уральска» //  Проблемы формирования евразийского мышления (паритетного евразийства). Сборник материалов международной конференции. Под редакцией Р.А. Абузярова. Уральск, 2008 г. (В соавторстве). С.183

11.Рекомендации конференции. Проблемы формирования евразийского мышления (паритетного евразийства). Сборник материалов международной конференции. Под редакцией Р.А. Абузярова. -Уральск, 2008. С.172 – 181

12.Лингвокультурологический аспект работы по формированию духа Исламского ренессанса //  Сборник «Роль классических университетов формирования инновационной среды регионов: «Формирование коммуникации и лингвокультурологической компетенции учащихся и студентов». -Уфа, РНЦ, БашГу, 2009 г.

13.Слово в основе духовно-нравственного воспитания языковой личности казахстанца на основе идей исламского ренессанса //  Модернизация национальной системы образования и её роль в формировании нового качества человеческих ресурсов. Материалы конференции. РИО ЗКГУ, 2009 г.

14.Паритетное евразийство: формирование общечеловеческих ценностей средствами светского образования, православия, ислама (доклад на Всемирном форуме духовной культуры в материалах секции Гуманной педагогики, издающихся в Евразийском университете). -Астана, 2010 г. с.18-19

15.Формирование общечеловеческих ценностей на материале исламского ренессанса. Астана, 2010 г., материалы 7-ой секции Всемирного форума духовной культуры. С.7-11

16.Исследователь истории Евразийской культуры и великого татарского   поэта Габдуллы Тукая // Российские мусульманские этноконфессиональные процессы 19-21 веков. -Казань, 2010 г. С.23-27 

17.Исламский ренессанс в волго-уральском регионе – основа формирования Евразийского ренессанса // Языковая личность: Лингвистика, Лингвокультурология, Лингводидактика. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Уфа, 2011 г., с.63-65 

18.Влияние исламского ренессанса на развитие культуры тюркских народов // Наследие Габдуллы Тукая в контексте национальных культур. Материалы конференции. -Казань.- 2011. с.47-48

19.От учебной лексикографии до основ лингвокультурологии // Языковая личность: Лингвистика Лингвокультурология. Лингводидактика. -Уфа, 2011 с.47-48

20.Влияние исламского ренессанса на развитие культуры тюркских народов // Наследие Габдуллы Тукая в контексте национальных культур. Материалы конференции. -Казань.- 2011. с.47-48

21.Духовно-нравственное воспитание в системе обучения в школе и вузе, семейного и дошкольного воспитания в контексте культуры мира // Проблемы формирования общечеловеческих ценностей в системе образования в контексте культуры мира. -Материалы международной научно-практической конференции -Уральск, 2012г.

22. Музей Тукая – центр пропаганды общечеловеческих  ценностей (Региональная лингвокультурология) // Проблемы формирования общечеловеческих ценностей в системе образования в контексте культуры мира. Материалы международной научно-практической конференции -Уральск, 2012г.

23.Новое о медресе «Мутыйгия» в Уральске // Проблемы формирования общечеловеческих ценностей в системе образования в контексте культуры мира. - Материалы международной научно-практической конференции -Уральск, 2012г. с.83-85.

24.Формирование духовности тюрков-мусульман, восходящей к исламскому ренессансу – существенный фактор перехода к политике культуры мира // Профессор Н.Ф.Катанов и проблемы тюркологии. Сб. докладов. Западно-Казахстанская гуманитарная академия. -Уральск, 2012. сс.63-65

25.Творчество Чингиза Айтматова в основе формирования общечеловеческих ценностей  (в соавторстве) In memory of Chingiz Aitmatov. The International Conference. – London 2012. с.22-25.

26.Ренессанс исламской цивилизации. Образование, наука и инновация в высшей школе: вчера, сегодня, завтра. –  Материалы  МНПК. -Уральск, 2012. с 64-68

 

 

 {tab=ПУБЛИКАЦИИ В КАЗАХСТАНСКИХ ИЗДАНИЯХ}

Член редколлегии  журнала «Русский язык и литература в казахской школе».

1.Использование краеведческого материала при обучении русскому языку // Русский язык в казахской школе, 1965, №№8,9

2.Развитие русской речи учащихся казахских классов в процессе изу¬чения истории родного края // Русский язык в казахской школе, 1966, № 5

3.Из опыта краеведческой работы // Казахстан мектеби, 1966, №8.

4.Соприкасаясь с подвигом //  Русский язык в казахской школе, 1967, № 4.

5.Роль краеведения в повышении эффективности уроков русского языка //  Русский язык в казахской школе, 1969, №№2, 3.

6.Краеведение и межпредметные связи // Народное образование, 1969, № 1.

7.Работа над кинофрагментом «Ленинские места в Кремле» // Русский язык в казахской школе, 1970, №№ 4, 5.

8.О возможностях использования кинофильмов и телепередач в работе по развитию речи учащихся национальной школы // Русский язык в казахской школе, 1972, № 2.

9.Краеведение и лингвострановедческий аспект обучения русскому языку учащихся казахских школ //  Русский язык в казахской школе, 1974, № 9.

10.Об основном принципе отбора лек¬сики для ситуативно-тематического словаря //  Русский язык в казахской школе, 1975, № 9.

11.О некоторых аспектах работы по развитию речи учащихся нацио¬нальных   школ   на   современном  материале. (в соавторстве) Русский язык в казахской школе, 1976, № 2.

12.Некоторые аспекты проблемы языковой подготовки учащихся нац.школ к службе в Советской Армии //  Русский язык в казахской школе, 1978, № 11.

13.Работа по активизации терминоло¬гической лексики в процессе преподавания всех дисциплин школьного курса //  Русский язык в казахской школе, 1979, № 5.

14.Уральский период творчества Г. Тукая // Мирас, 2000, № 4, с.93-97

15.Литература мусульманских стран. Язык в диалоге культур //  «Устаз». Орал, 2009. С.278

16.Возрождение духовных основ культуры тюркоязычных народов, заложенных в Исламе //  Вестник Гуманитарной Академии, - Уральск, 2009 г. С.52-55

17.К Евразийскому ренессансу. // Наука и образование Казахстана.№6, 2009. С.164-167

18.Неоценимый опыт исламского ренессанса // Наука и образование, 2013, №2, с44-47

 

 

 {tab=ПУБЛИКАЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ ИЗДАНИЯХ}

1.Некоторые вопросы методики работы над кинофрагментами на уроках развития русской речи учащихся казахских школ // Всесоюзные педчтения. Образование и воспитание в нац. школе, 1971

2.Использование кинофильмов и телепередач для развития речи // Русский язык в националь¬ной школе, 1972, № 2.

3.Возможности телевидения в повы¬шении эффективности обучения русскому языку // Русский язык в националь¬ной школе, 1973, № 5.

4.Опора на языковую среду — одно из основных требований к учебникам русского языка // Всесоюзная конференция, Алма-Ата, 1973.

5.Учебные планы на уровень современных требований // Русский язык в нац.школе, 1974, №3.

6.Активизация в речи учащихся лексики вывесок и указателей //  Русский язык в националь¬ной школе, 1976, № 4.

7.Обучение русскому языку и литературе с использованием экстралингвистических факторов. (в соавторстве) //  «Родной и русский языки и литературы в нац. школе РСФСР», М: НИИ нац.школ Министерства просвещения РСФСР, 1977.

8.Языковая подготовка учащихся в процессе военно-патриотического воспитания //  Русский язык в нац.школе, 1978, №4.

9.Военно-речевая подготовка уча¬щихся //  Русский язык в киргизской школе, 1978, № 2.

10.Почетный долг //   Рига: «Школа и жизнь» (на латышском языке), 1978, №5.

11.Совместная работа преподавателя русского языка и военного руко¬водителя по речевой подготовке учащихся национальных школ //  Русский язык и литература в киргизской школе, 1979, №6.

12.Социолингвистические аспекты обучения русскому языку учащихся национальных школ //  Русский язык и литература в узбекской школе, 1980, №1.

13.Комплексный подход к препода¬ванию родного и русского языка в системе языковой подготовки к службе в Советской Армии //  Русский язык и литература в таджикской школе. 1980, №3

14.Некоторые вопросы военно-пат¬риотического воспитания средства¬ми русского языка и литературы // Совершенствование патриотического и интер¬национального воспитания учащихся нац.школы». М.: 1980.

15.Месячник русского языка. Развитие военно-речевых навыков (в соавторстве) //  Русский язык в националь¬ной школе, 1981,№5, с.73-78

16.Военно-патриотическое воспитание школьников //  Русский язык в грузинской школе, 1982, № 3, с.74-85.

17.Эффективная форма военно-речевой подготовки  //  Русский язык в узбекской школе, 1982, №9.

18.Межпредметные связи в военно-речевой подготовке //  Учитель Башкирии, 1982, №8.

19 Целенаправленность в организации словарной работы и речевой деятельности учащихся // Русский язык в таджикской школе, 1983, №2.

20.Готовить к защите Родины // Русский язык в молдавской школе, 1983, № 1, с.25-27. 

21.Совместная работа преподавателей всех дисциплин по обучению русской речи нерусских // Русский язык и литература в туркменской школе, 1984, № 3.

22.Содержание и формы речевой практики // Русский язык в нац.щколе, 1984. № 4. (в соавторстве)

23.Шире использовать средства массовой информации //  Русский язык в таджикской школе, 1985, №21 и 26.

24.Реализация комплексного подхода к работе над терминологической лексикой непременное требова¬ние реформы //  Русский язык и литературы в таджикской школе, 1985, №2, с.8-15.

25.Лингвокраеведческий подход к обучению русской речи учащихся национальных школ // Русский язык и литература

26.Интенсивная методика русского, государственного и родных языков как эффективное средство обуче¬ния, межнационального согласия //  Русский язык в киргизской школе, № 6, 2000.

 

 

 

 {tab=ИЗДАННЫЕ РАБОТЫ} 

1.Краеведческая работа как источник развития русской речи учащихся-казахов. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1969.

2.Использование ТС на уроках родного и русского языков и литературы в национальной школе //  Москва, Ротапринт НИИ нац.школ Мин.просвещ. РСФСР, 1976

3.О проверке знаний русского языка допризывной молодежи нерусской национальности. Инструктивно-методическое письмо Министерства просвещения Казахской ССР, Алма-Ата,. - 1981.

4.Подготовка учащихся националь¬ных школ к защите социалистичес¬кого Отечества. Алма-Ата: Мектеп. - 1982.

5.Педагогические основы языковой подготовки учащихся национальных школ к службе в Советской Армии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педнаук. М. – 1983

6.Военно-патриотическое воспитание учащихся в процессе обучения русской речи. В кн.: Патриотическое, ин¬тернациональное воспита¬ние учащихся в националь¬ных школах на уроках рус¬ского языка и литературы. Л.: Просвещение, 1985, с. 155-227.

7.Русский язык на занятиях по начальной военной подготовке в национальной школе ( в соавторстве). – М.Просвещение, 1983 г. (1-е издание), 1989 г. (2-е издание). 145 стр.(175 тыч.экз.)

8.Педагогические основы языковой подготовки учащихся национальных школ к службе в советской армии. – Алма-Ата, Мектеп, 1986 г., 166 стр. 

9.Истоки. Ислам: вероучение, мораль, культура. – В соавторстве, Уфа, 1996 г., 134 стр. 

10.Исламский ренессанс: Коран, Наука, Этика, Просвещение, Культура. 1-е издание – Уральск, 2009 г., 161 стр., 2-е издание – Уральск, 2010 г., 212 стр

11.Проблемы формирования языковой личности казахстанца (россиянина) на основе идей паритетного евразийства. Уральск,2010. с.85с.

12.История Евразийского центра Г.Тукая   -Уральск, РИО ЗКГУ,- 2012. 209с 

- Учебные пособия      

1.Рекомендации по методике словар¬ной работы (в помощь военному руководителю). (в соавторстве) Мин.прос.Молдавской ССР: Кишинев, 1982

2.Научные основы методики русского языка в казахской школе. Методика словарной работы.  // Методика русского языка в 5-11 классах казахской школы. Алма-Ата, Мектеп, 1985 г. 3 п.л.

3.Служить достойно подвига отцов (интенсивный      курс      русского языка). Уральск: обл.типография, 1987.

4.Развитие речи в процессе знакомства с программой «Время». Уральск: типография, 1987.

5.Факультативный    курс   «Военно- речевая подготовка». Часть 1. -9-ый класс, Часть 2. -10 класс. Уральск: типография, 1987.

6.Говорим   по-казахски.   Интенсив¬ный курс казахского языка для сту¬дентов русского отделения на базе интенсивно-корректировочного курса. Уральск, 1994, пособие

7.Говорим по-русски. Интенсивный курс русского языка для студентов национальных групп вузов Респуб¬лики Казахстан.  (в соавторстве). Уральск, 1993. -93с.

8.Говорим по-русски. Речевой прак¬тикум по русскому языку для сту¬дентов университетов и институтов Республики Казахстан (в соавторстве). -Алматы, 1993. – 86с.

9.Учимся и учим говорить по-казахски. Пособие для учащихся (в соавторстве) -Уральск, 1993.

10.Учимся и учим говорить по-казахски. Книга для учащихся и родителей (в соавторстве). -Уральск, 1993.

11.Учимся говорить по-казахски. Казахский язык в 1 классе русской школы по интенсивной методике. –Алматы. Мин. образования Каз. ССР, пособие, 1994.

12.Интенсивный курс русского и татарского языков. (в соавторстве). -Уфа, 1993

13.Учимся русскому языку. Методи¬ческие указания к практическому курсу русского языка для сту¬дентов. -Уфа, Башгосуниверситет, 1996. -55с.

 

 {tab=ПЕРЕЧЕНЬ АВТОРСКИХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ}

Возрождение и сохранение наследия Габдуллы Тукая в Уральске

 

 {tab=ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ}

1.Русский язык Неязыковые специальности

2.Планирование и организация научно-исследовательской работы Магистранты специальности русский язык и литература

 {/tabs}

 

 

МӘЛІМЕТТЕР ҚОРЫ

Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2012 JoomlaWorks Ltd.

ВИРТУАЛДЫ ТУР

БАЙЛАНЫСТА БОЛ