Лекция ректора ЗКГУ им. М.Утемисова, д.п.н., профессора А.С.Имангалиева, прочитанная 26 мая для студентов и преподавателей университета

Качественное образование - основа конкурентоспособности нации

«Того, кто не смотрит далеко в будущее, ждут близкие беды» (Конфуций)

Программная статья Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" способствует глубокому осознанию роли и места системы образования в современном мире и стратегического значения его качественного совершенствования в будущем.

В своей статье "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" президент страны Н.А. Назарбаев с позиции стратегии развития республики в быстро меняющемся мире, где увеличиваются риски по распространению чуждых ценностей и неприемлемых социальных парадигм, дает глубокий анализ процессам, влияющим на это развитие и мерам, необходимым для реализации в данных условиях. Всесторонне и обоснованно показана важность модернизации общественного сознания как предпосылки к качественным изменениям по всем направлениям развития общества и государства в современный период интенсивной глобализации и интеграции. В этой связи глава государства особо выделяет конкурентоспособность нации в условиях новых вызовов и жесткой конкуренции между экономиками, государственными и общественными системами разных стран и регионов.

Н.А. Назарбаев подчеркивает:"...Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие материальных ресурсов становится фактором успеха нации...". А формирование конкурентоспособной нации тесно связано с дальнейшим качественным совершенствованием системы образования в республике. Поэтому лидер нации в своей статье показывает важность приобретения необходимых знаний каждым казахстанцем. В частности, он отмечает:"...Каждый казахстанец должен понимать, что образование - самый фундаментальный фактор успеха в будущем...". В связи с этим, повышается ответственность всей сферы образования страны в деле реализации задач, поставленных перед ней главой государства.

В соответствии с велением времени и согласно программных установок президента республики в данный период система образования в Казахстане претерпевает коренную модернизацию, в том числе и система высшего образования. Сегодня стало аксиомой, что только качественно подготовленные кадры обеспечат конкурентоспособность страны в будущем. Многое сделано в этой сфере за годы независимости, но именно сейчас наступает время, когда на основе наработанного за долгие годы потенциала и накопленного опыта, условий и возможностей, которые создает государство, нужно активно переходить к обеспечению нового уровня развития высшего образования. Высшие учебные заведения (вузы) обеспечивают подготовку кадров для страны и реализовывают процессы социализации молодежи, формирования важнейших ценностных установок личности – гражданской идентичности и патриотизма. В высшей школе, как и во всей отрасли образования, сегодня необходимы дальнейшие качественные изменения в принципах и подходах к процессу обучения и воспитания подрастающего поколения.

В решении задач данного направления безусловным ориентиром становится «Назарбаев-университет», где сегодня формируется инновационная модель высшего учебного заведения, готовящая кадры нового поколения. Как заметил глава государства, она призвана стать образцом для всех казахстанских вузов. И в данном отношении есть конкретный ориентир, по которому к 2020 году до 5-ти процентов должна увеличиться доля вузов, осуществляющих инновационную деятельность и внедряющих результаты научных исследований в производство.

Одним из основных подходов в работе с молодежью должен стать культ знаний. Глава государства особо подчеркивает, что "...в системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером...". Ведь только хорошо образованное молодое поколение способно правильно воспринять и осознать те идеи и положения, о которых говорит лидер нации в своей программной статье по модернизации общественного сознания. Только всесторонне образованные граждане могут стать основой правового государства и гражданского общества, которые строит независимый Казахстан. На это ориентирует нас и предложенный главой государства проект по ста известным в мире учебникам в области гуманитарных знаний.

Не случайно здесь затрагивается область гуманитарных знаний. В последнее время большое внимание уделяется расширению технических знаний и это объективно оправдано в условиях ускоряющегося технического прогресса в мире. Но это не должно быть в ущерб гуманитарным знаниям, составляющим основу духовной культуры любого общества, особенно в период, когда повсеместно возрастают угрозы для духовных ценностей общества и человека. Ведь не случайно Н.А. Назарбаев подчеркивает важность таких проектов, как проект "Духовные святыни Казахстана", способствующих сохранению своей культуры, собственного национального кода в условиях все более усиливающейся глобализации в мире.

В этом отношении лидер нации указывает на необходимость создания условий для полноценного образования студентов по истории, политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, филологии. В частности им отмечается, что "...Наша гуманитарная интеллигенция должна быть поддержана государством путем восстановления гуманитарных кафедр в вузах страны. Нам нужны не просто инженеры и медики, но и люди, хорошо понимающие современность и будущее...".

В данном направлении работа в вузах страны уже ведется. В частности, в нашем университете - Западно-Казахстанском государственном университете им. М. Утемисова (ЗКГУ) - был открыт и ведет свою разностороннюю работу институт гуманитарных исследований, который реализовывает многие проекты в области гуманитарных наук, а также в пропаганде и распространений гуманитарных знаний. Идет работа по актуализации содержания и структуры образовательных программ в данном направлении, а также соответствующих учебно-методических подразделении университета в соответствии с концептуальными положениями, изложенными президентом страны в его программной статье.

В современный период в высшей школе республики также идет работа по постепенной реализации положений академической свободы. И это должно быть продолжено, так как она укрепляет самостоятельность и ответственность в деятельности вузов и, главное, повышает качество этой деятельности. Этому способствуют реализация таких принципов как корпоративное управление, прозрачность, гласность, коллегиальность, заинтересованное вовлечение в деятельность вуза всех его членов, своевременное и оптимальное реагирование на спрос потребителей своего труда. Нужно отметить, что положения академической свободы перекликаются с положениями открытости и прагматизма, о которых говорит президент страны в рассматриваемой статье. Вузы должны уметь разумно строить свою работу исходя из реальных возможностей и условий для достижения правильно определенных и выверенных целей и задач.

Вузам страны для подготовки востребованных кадров, учитывая новые реалии сегодняшнего дня, необходимо совершенствовать работу по выработке у будущих специалистов таких качеств, как мобильность, открытость, креативность, коммуникабельность. Предпосылками для этого, как отмечает наш президент, выступают такие факторы, как «компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость». Важность совершенствования сегодня данного направления работы для учебных заведений видна из слов главы государства о том, что "...и программа «Цифровой Казахстан», и программа трехъязычия, и программа культурного и конфессионального согласия – это часть подготовки нации (всех казахстанцев) к жизни в XXI веке. Это часть нашей конкурентоспособности".

Приоритетным, в этой связи, в деятельности высшей школы также должно быть развитие системы информационного обеспечения основных направлений его работы и прежде всего учебного процесса. Информатизация образования это одна из перспективных возможностей и важнейших условии повышения качества образования. Она создает предпосылки для прорыва в новых технологиях и методах получения знаний, к примеру, в развитии дистанционного обучения. К тому же она дает широкие возможности для творческой деятельности в этой сфере. Так, специалисты ЗКГУ по информационным технологиям ориентированы не только на поддержку и обслуживание приобретенных программных продуктов, но и создание собственного эксклюзивного программного обеспечения высокого уровня для процессов образовательной деятельности.

В нынешнее время важно развивать систему подготовки специалистов, при котором студент уже в период обучения тесно знакомится с производством, а по завершении учебы будет востребован, приобретет навыки по оперативной ориентации на рынке труда и своевременному реагированию на его новые запросы. Поэтому вузы страны сегодня, решая задачи подготовки конкурентоспособных специалистов, выстраивают свою работу с ориентацией на производство и рынок труда.

Так, к примеру, в нашем вузе важным и первостепенным является тесное сотрудничество с производством, что позволяет скорректировать учебные образовательные программы согласно требованиям предприятия и бизнеса, создать необходимую базу для производственной и преддипломной практики, оказать действенную помощь в трудоустройстве выпускников. У нас заключены договора о сотрудничестве с более чем 150-ю предприятиями и организациями города, области и соседних регионов, что позволяет своевременно и в соответствии со всеми требованиями проходить производственную практику всем нашим студентам.

Для ориентации на конечного потребителя и эффективного взаимодействия с производством в деле подготовки специалистов необходимы активизация и дальнейшее совершенствование институтов, позволяющих плодотворно организовывать сотрудничество с работодателями. К ним, к примеру, можно отнести Совет работодателей. В задаче соответствующего Совета нашего учебного заведения - оказание содействия университету в области обучения и трудоустройства студентов, повышения качества образования, его ориентации на конечного потребителя, улучшения материально-технического обеспечения учебного процесса, эффективного взаимодействия с предприятиями и организациями по профилю деятельности вуза.

Совместная работа с Советом позволяет обмениваться мнениями с работодателями по интересующим стороны вопросам, обсуждать содержание образовательных программ, подготовку и переподготовку кадров на основе запросов потребителей, независимую оценку молодых специалистов и др. Также по совместной инициативе для обеспечения социальной мобильности выпускников университета разработаны десятки специализаций для специальностей бакалавриата. В целом, ориентиром здесь сегодня служат слова главы государства из статьи по модернизации общественного сознания о том, что в наступающую новую эпоху "...успешно жить сможет только высокообразованный человек, который может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования". Для этого также необходимо, что неоднократно подчеркивается в выступлениях нашего президента, чтобы личным кредо каждого казахстанца стал принцип «образование в течение всей жизни», демонстрируемый им, как известно, на собственном примере.

Наконец, модернизация общественного сознания требует переосмысления, усиления и также совершенствования воспитательной работы с обучающимися, в соответствии с программными установками лидера нации. В целях успеха всей модернизации предстоит всесторонняя ответственная работа по воспитанию у подрастающего поколения высоких моральных качеств, глубокого чувства патриотизма и гражданской ответственности. Важнейшим условием модернизации общественого сознания должно стать укрепление национального единства. Отсутствие такого единства порождает в обществе так называемый кризис идентичности, создающий серьёзные проблемы для модернизирующегося социума. Целенаправленное и систематическое укрепление в сознании казахстанцев такой идентичности, основанной на принципе гражданства и ценностях общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел», позволит прочно закрепить национальное единство на самом главном уровне – ментальном.

Результаты проводимых в нашем университете социологических исследований свидетельствуют о том, что в студенческой среде ЗКГУ происходит укрепление казахстанской (гражданской) идентичности, что в определённой мере можно считать следствием проводимой со студентами воспитательной работы. Тем не менее, задача укрепления и развития данной идентичности остаётся одной из приоритетных в воспитательной работе со студенческой молодёжью.

В целом, стратегическая важность и масштабность программных установок президента страны Н.А.Назарбаева по модернизации общественного сознания, глубоко воспринятая казахстанцами, уже начинает мобилизовывать наше общество к системной и долговременной работе по их выполнению. Действительно, на новом разломе эпох у Казахстана есть уникальный исторический шанс через обновление и новые идеи самим построить свое лучшее будущее. При этом глава государства подчеркивает: "Я уверен: казахстанцы, особенно молодое поколение, понимают важность предложения нашей модернизации". И здесь важная роль, безусловно, отводится системе образования нашей страны, которая, я уверен, сделает все возможное для реализации отмеченных выше задач, поставленных лидером нации в целях вывода нашей республики на новый уровень ее развития.

Хотелось бы отметить, что хотя статья главы государства, содержащая программу концептуальных изменений в общественном сознаний озаглавлена «Взгляд в будущее…», она является руководством для нашей настоящей, сегодняшней работы. Будущее начинается уже сейчас И оно, действительно, «творится в учебных аудиториях».

А.С.Имангалиев,

ректор ЗКГУ им. М.Утемисова,

д.п.н., профессор

 

МӘЛІМЕТТЕР ҚОРЫ

Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2012 JoomlaWorks Ltd.

ВИРТУАЛДЫ ТУР

БАЙЛАНЫСТА БОЛ