История университета

{tab=1932-2005}

История создания и развития наших высших учебных заведений отражает этапы формирования истории Казахстана. В тридцатые годы прошлого века перед республикой остро встала проблема ликвидации безграмотности среди населения страны. С этой целью были открыты начальные и неполные средние школы. Для работы в них требовались учительские кадры, которых катастрофически не хватало. Так, например, в тридцатые годы из 996 учителей, работавших в школах Западно-Казахстанской области, не было ни одного учителя с высшим образованием. Малочисленные высшие учебные заведения не могли обеспечить потребность в кадрах. Необходимо было открывать высшие учебные заведения, в том числе и на периферии. Поэтому Казрайком 9 июля 1932 г. постановил: с 1 октября в городе Уральске организовать педагогический институт - второй педвуз, после Казахского педагогического института, в Республике, которому было присвоено имя заместителя наркома СССР по просвещению М.Н. Покровского, а с 1937 г. институт носил имя А.С. Пушкина.  Успешно преодолев трудности становления и развития, годы военных лет, Уральский педагогический институт в послевоенные годы стал крупным учебным заведением, выпускающим ежегодно более 700 выпускников по 18 специальностям. За эти годы контингент студентов вырос с 72 до 4500 человек. Заслуги коллектива института по подготовке педагогических кадров были высоко оценены Правительством Советского Союза. В честь 50-летнего юбилея в 1982 г. институт был награжден орденом "Знак почета".  Учитывая высокий научный потенциал, широкий профиль специальностей и хорошую материальную базу, Уральский педагогический институт им. А.С. Пушкина постановлением правительства РК в мае 1996 г. был преобразован в Западно-Казахстанский гуманитарный университет им. А.С. Пушкина. 

14 февраля 2000 г. Постановлением Правительства РК №236 создан Западно-Казахстанский государственный университет; в 2003 г. ЗКГУ присвоено имя Махамбета Утемисова. 

В 2003-2004 учебном году ЗКГУ являлся одним из крупнейших вузов Западного региона республики, в котором обучалось свыше 12000 студентов, магистрантов и аспирантов, работали около 1000 сотрудников. Подготовка специалистов осуществлялась на 11 факультетах и 44 кафедраx по 56 специальностям гуманитарно-социального, естественно-научного, педагогического, экономического, юридического, искусствоведческого направлений по очной, заочной и ускоренной формам обучения. Кроме того, была начата подготовка по 5 специальностям магистратуры и 4 специальностям аспирантуры.

С учетом основных направлений государственной образовательной политики РК в университете была принята Программа развития ЗКГУ на 2005-2010 гг.  Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова определил свою миссию как «Осуществление образовательной деятельности по подготовке высококвалифицированных специалистов с использованием передовых технологий обучения и современной образовательной инфраструктуры в соответствии с запросами личности, общества и государства». 
Стратегическими целями в реализации этой миссии стало совершенствование инфраструктуры, внедрение новых образовательных технологий обучения, внедрение новых информационных и инновационных технологий в процессы жизненного цикла образовательных услуг, построение и обеспечение функционирования системы менеджмента качества на основе системного и процессного подходов.

Программа успешно реализовывалась. Для оптимизации управления образовательным процессом в 2005 г. ректорат произвел укрепление структуры и объединение факультетов в специализированные институты. Структура университета состояла из четырех управлений: кадровой политики и организации учебного процесса, инновационно-образовательных программ, научной политики и международных связей, по делам молодежи и языкам. Четырех институтов: педагогического, экономики и управления, культуры и искусства, заочного и дистанционного обучения, 43 кафедр.
{tab=2005-2010}

В 2005-06 уч.г. все специальности первого курса пединститута и института экономики и права были переведены на кредитную систему обучения, а по институту культуры и искусства переведены 5 специальностей. В соответствии с типовыми учебными планами были разработаны и утверждены рабочие учебные планы, составлен каталог элективных дисциплин университета. Для внедрения основных принципов новой технологии и координации учебного процесса по кредитной системе обучения  в ЗКГУ был создан отдел Офис регистратора. В 2005-2006 уч.г. по всем направлениям и специальностям подготовки студентов ЗКГУ была организована служба академических наставников - эдвайзеров (Advisor).

Университет был оснащен средствами новейшей вычислительной техники, средствами телекоммуникаций, программными средствами. В университете открывались новые компьютерные классы для преподавателей и студентов, читальный зал для магистрантов и аспирантов.

В соответствии с приказом МОН РК «О разработке и внедрении системы менеджмента качества в организациях высшего профессионального образования» №822 от 10 декабря 2003 г. и в рамках реализации Плана работ по ускоренному переходу казахстанских предприятий на международные стандарты ИСО серии 9000 на 2004-2005 годы, ЗКГУ им. М.Утемисова осуществил внедрение и функционирование СМК в деятельности университета. В декабре 2007 года университет успешно прошел внешний инспекционный и ресертификационный аудит ЗКФ ОАО «Национальный центр экспертизы и стандартизации» на соответствие стандартам ИСО 9001-2000 «Система менеджмента качества. Требования».

В числе первых вузов Казахстана университет стал лауреатом "Золотой медали SPI" Международной ассоциации содействия промышленности, врученной в 2005 г. в Париже. ЗКГУ удостоен  престижной награды «EUROPEAN QUALITY» («Европейское качество»). За высокий уровень образовательных программ на международной конференции ЗКГУ была присуждена "EuroEducation 2006: integration of European experience" в  г.Оксфорде (Великобритания). ЗКГУ также оказался среди метров высшего образования Европы, удостоенных наградой «THE UNITED EUROPE» («Объединенная Европа») за вклад в развитие европейской интеграции. В 2006 г. ЗКГУ  на международном саммите в г. Москве был признан «Лидером национальной экономики» и награжден почетной грамотой и медалью. Инновационная  активность университета была отмечена на четырех международных форумах «Информатизация образования Казахстана и стран СНГ». ЗКГУ на Международной выставке в г.Алматы получил номинацию «За подготовку высококвалифицированных специалистов». В 2006 г. на III Казахстанской Международной выставке «Образование и наука в ХХI веке» в г. Астане ЗКГУ был удостоен диплома «За разработку и внедрение интегрированных образовательных программ и «За лучшую автоматизированную систему управления вузом».

В 2007г. на IV Казахстанской международной выставке «Образование и наука XXI века» (г.Астана) вуз награжден дипломом «За лучшее вузовское издание».
Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова одним из первых вузов Республики Казахстан подписал Болонскую декларацию, направленную на формирование мирового образовательного пространства. 
Все эти достижения свидетельствуют о международном признании, о достижении вузом результатов направленных на повышение качества обучения и положительной динамики развития. 
Университет сегодня – это институт экономики и управления, институт культуры и искусства, факультеты - естественно-математический, педагогический, филологический, истории и права, колледж, аналитический центр, центр информационных технологий, научная библиотека, издательский центр и СМИ, испытательная лаборатория экологии и биогеохимии, учебно-лингвистическая лаборатория и другие подразделения научного, учебного и производственного направлений.

В составе институтов 23 кафедр, готовящих кадры по 50 специальностям бакалавриата, 24 магистратуры, открыты четыре специальности докторантуры PhD. Сегодня в ЗКГУ обучается свыше 5,5 тыс. студентов, магистрантов и аспирантов. Образовательную деятельность ЗКГУ осуществляет в соответствии с государственной лицензией № 0026241 серия АБ.

В ЗКГУ функционируют научно-исследовательские центры: Региональный ресурсный центр НАО им. Ы. Алтынсарина; Центр развития языков; Центр региональных проблем экономики; Центр культурного наследия; Центр проблем экологии и природопользования. 

{tab=Обеспечение}

В ЗКГУ сформирована база компьютерной и оргтехники. Компьютерный парк насчитывает 760 компьютеров нового поколения. В учебном процессе используются интерактивные доски, графопроекторы и видеопроекторы. К корпоративной сети с выходом в Интернет подключено 600 компьютеров. Официальный Web-сайт ЗКГУ: www.wksu.kz.  Разработан Intranet-сайт вуза (http://inside.wksu.kz), позволяющий вести оперативное делопроизводство, корпоративная электронная почта (mail.wksu.kz), обеспечивающая связь между внутренними и внешними абонентами. 
Библиотечный фонд составляет более 1 млн единиц хранения. Научная библиотека университета располагает десятью читальными залами. 
Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова на своем балансе имеет 8 учебных корпусов, 1 студенческое общежитие, 2 типовых спортивных зала, 3 приспособленных спортивных зала, 2 открытые спортивные площадки, агробиостанцию. 
Университет имеет четко выраженную структуру, оптимально соотносящую учебные и вспомогательные подразделения. Общий принцип построения управления университетом основан на современной модели смешанной функционально-дивизиональной структуры, которая предполагает существование на верхнем уровне чисто функциональных подразделений, работающих на всю организацию в целом, на нижнем - дивизиональное построение на основе факультетов и институтов с определенной степенью их автономии и определенной ответственностью. Структура вуза утверждается на каждый учебный год, что позволяет корректировать направления стратегического развития, в соответствии с принятыми документами.

В университете осуществляется планирование разных уровней: текущее, среднесрочное, стратегическое. В каждом подразделении (в соответствие со структурой) разрабатываются указанные виды документов. Структура планов, сроки утверждения прописаны в матрице планирования, размещенной на внутреннем сайте университета и доступной для пользователей. Цели в области качества формируются на основе обязательств Политики университета и включают как стратегические цели, так и цели оперативные. Подобный документ также размещается на внутреннем сайте университета и делает прозрачной деятельность университета по всем его направлениям (См. раздел отчета по самооценке «Планирование и эффективность»).
Эффективная система управления базируется на базе действенной  системы мотивации, созданной в ЗКГУ, что обеспечивает развитие образовательного учреждения, повышает его качество и делает конкурентоспособным (См. раздел отчета по самооценке «Профессорско-преподавательский состав и эффективность преподавания»).Действующая система управления вузом и механизмы ее корректировки позволяют реализовать миссию, цели и задачи организации образования.  В ЗКГУ разработан ряд внутренних нормативных документов, направленных на совершенствование качества образования. Оценка качества освоения образовательных программ осуществляется путем организации и проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и т.п.. Результаты деятельности университета в сфере управления качеством образования подвергаются мониторинговым исследованиям.

В сформировавшейся системе управления мониторинг занимает важное место. В каждой структуре университета осуществляются мониторинговые функции. Это обеспечивает оценку количественных и качественных изменений процессов, которыми владеет данная структура. В то же время в структуре университете имеется отдел мониторинга и социологических исследований, позволяющий отслеживать динамику процессов на уровне всего высшего учебного заведения.

Ежегодно осуществляется анкетирование студентов и ППС по вопросам организации и проведения образовательной деятельности в вузе.  В частности осуществляется мониторинг «Состояния межэтнических и межконфессиональных отношений и практика использования государственного языка в студенческой среде». Проводится оценка «Социального самочувствия преподавателей и студентов», «Определяется рейтинг ППС и структурных подразделений университета», «Оценивается степень развития категорий познания студентов» и др. Результаты измерений и контроля публикуются в университетской газете «Оркен», а также размещаются на внутреннем сайте университета. Подобные факты свидетельствуют о сформировавшемся качестве культуры контроля и измерений и наличии способов поддержания миссии, целей и задач и оценке их эффективности. 

{tab=Традиции}

За прошедшие 77 лет в ЗКГУ сформировались собственные традиции и ценности,  в частности к ним относится научно-педагогическое наследие, созданное корифеями казахстанской науки. К их числу можно отнести: профессора Иванова В.В. – основателя ботанической школы Западного Казахстана; Профессора Тлеужанова М.М. – создателя школы казахской филологии; Профессора Абузярова Р.А. – основателя школы русской филологии. Профессора Рысбекова Т.З. – основоположника школы по истории Казахстана. Доцента Кушаева Г.А. – основателя археологической школы. ЗКГУ имени М.Утемисова является альма-матер ученого-математика с мировым именем Асана Дабсовича Тайманова.  Первые годы своей трудовой биографии посвятил нашему вузу академик, ученый-лингвист, автор романа «Исатай-Махамбет» – Кажим Жумалиев.  И это далеко не полный список ученых, внесших вклад в развитие научно-педагогической мысли и сделавших имя университета.  

Среди выдающихся выпускников вуза представители политической и научной элиты Казахстана и стран ближнего зарубежья: Б.С. Айтимова – бывший министр образования и науки РК, ныне – полномочный представитель Казахстана в ООН; И.Н. Тасмагамбетов - аким г. Алматы, доктор политических наук, почетный профессор ЗКГУ; Л.И. Беда - дважды Герой Советского Союза, летчик; Р.И. Нафигов - академик АН Татарстана, доктор исторических наук; Б. Железчиков - директор Поволжского института археологии АН СССР, доктор исторических наук; Ж.Ш.Какишев и Е.И. Тарасенко – депутаты Мажилиса Парламента и многие другие.

С именем университета связано развитие евразийских идей, выдвигаемые Президентом страны. Неоднократно проводились: Шалкарский Форум ученых-евразийцев, международная конференция «Паритетное евразийство» и другие мероприятия, направленные на формирование цивилизационного единства. 
Большое внимание уделяется заботе о людях, преемственности, высокой культуре труда и знаний. Ежегодно на уровне университета отмечается профессиональный праздник  «День Учителя», на котором чествуют ветеранов труда, преподавателей, которые вносят весомый вклад в развитие  университета. Традицией стало проведение Приема ректором университета педагогов, сотрудников, студентов в канун профессионального праздника. С 2003 года в университете проводится вручение номинации по итогам научно – методической, учебно- воспитательной работе:  «Личность года»; «Имя, которое приносит славу родной «Alma mater»; «Наука»; «Лучшее учебное пособие»; «Надежда ЗКГУ; «Безупречный труд». Для  студентов в канун Международного дня студентов проводится подведение итогов научно- учебно- общественной деятельности по номинациям: «Лучший в науке»;  «Лучший в учебе»; «Лучший спортсмен»; «Лучший организатор»; «Лидер года».
В университете достаточно высок культ здоровья. Студенты вуза становились чемпионами и призерами крупнейших соревнований: чемпионатов мира, Европы, Азиатских игр. Более 500 выпускников за время учебы получили удостоверение  мастеров спорта, тысячи студентов стали спортсменами-разрядниками. Систематически в университете проводится спартакиада «Здоровья», осуществляются оздоровительные поездки на озеро Челкар, проводится сплав по реке Урал. Работают секции ОФП, шейпинга, которые посещают и преподаватели. 
Большое значение придается государственным праздникам, проведению мероприятий ко Дню независимости, 8-го Марта, Наурыза, 1 мая, 9 мая.
В целом можно констатировать, что к 2009 году  ЗКГУ состоялся как государственный университет и «Программа стратегического развития ЗКГУ им. М. Утемисова на 2005-2010 годы» в целом была выполнена.  Результатом проведенной работы явилось успешное прохождение вузом в 2008 году государственной аттестации.

В тоже время ряд разделов программы требовал уточнения или дополнения. Изменились и условия осуществления образовательной деятельности. 
{tab=Рейтинг}

Стратегия вхождения Республики Казахстан в число пятидесяти наиболее развитых государств предусматривает, что наше общество должно быть ориентировано на доминирование экономики, знаний и наукоемких технологий.  Это означает, что требования к качеству образовательных услуг, повышение требований к умениям, навыкам, широким компетенциям и фундаментальным знаниям должны быть усилены, что также обусловлено процессами интернационализации образования. Но нельзя не отметить, что в условиях Казахстана имеется ряд системных проблем, сдерживающих конкурентоспособность высшего образования:   
Университет обладает давним и устойчивым имиджем, этому способствует то, что регулярная положительная информация о вузе становится позитивным стереотипом в сознании жителей нашего и близлежащего региона. Эти выводы подтверждаются данными социологических исследований. Начиная с 2003 г., университетом ежегодно проводятся выборочные опросы учеников одиннадцатых классов с целью выяснения их образовательных намерений, предпочтений, мотиваций и выявления среди них потенциальных студентов ЗКГУ.  По результатам опроса учащихся одиннадцатых классов СОШ г. Уральска, проведённого в марте 2009 г., на соответствие имиджа ЗКГУ ключевым характеристикам «идеального вуза», видно, что соответствие университета параметру «престижность и популярность» является высоким для 70% респондентов (в 2008 г. – 69%); параметру «наличие высококвалифицированного преподавательского состава, обеспечение качественной подготовки по специальности» – для 84% респондентов (в 2008 г. – 64%); параметру «гарантированное получение диплома» – для 82% респондентов (в 2008 г. – 83%); параметру «государственный статус» – для 88% респондентов (в 2008 г. – 88%). Таким образом, можно отметить наличие устойчивой близости имиджа ЗКГУ модели «идеального вуза».
О качестве образования и устойчивом положении ЗКГУ на рынке труда свидетельствуют данные трудоустройства выпускников, которые достигают 70 % в целом по университету. Также широко используется анкетирование работодателей с целью определения подготовленности выпускников. Так, очень высоким, высоким и достаточным уровень подготовленности выпускников ЗКГУ считают абсолютное большинство  опрошенных работодателей. (См. Раздел  отчета по самооценке «Обучающиеся»).

На основании данных исследований и результатов ПГК, промежуточной и итоговой аттестации: так в 2007 г. по результатам летних зачетно-экзаменационных сессий, успеваемость составила 95,6% качество обучения (обучающиеся на «хорошо» и «отлично») 77,4%, а в 2009 г. 98,4% и 79,6 %. соответственно; в 2007 году промежуточный государственный контроль не прошло 3.25% второкурсников, в 2008 году – 0.77%, в 2009 году – 0,11% студентов второго курса, можно сделать вывод, что в повышение качества обучения вуз достиг высоких результатов. Уровень доверия к качеству подготовки в ЗКГУ является высоким, но необходимо постоянно повышать уровень знаний и навыков студентов для роста имиджа университета как крупнейшего образовательного центра региона.
Эти данные подтверждаются и собственным анализом ресурсного потенциала вуза, который показал, что вуз обладает мощным ресурсным потенциалом, это:
- стабильно высокий рейтинг вуза в стране;
- широкие международные связи и признание вуза за рубежом;
- многопрофильный характер деятельности вуза, позволяющий полностью или частично удовлетворять потребности региона в сферах образования, экономики и управления, культуры и искусства; 
- внедрение в деятельность вуза международных стандартов ИСО - 9001:2000; 
- наличие действующей системы контроля качества образования, включающей внутреннюю нормативную документацию, мониторинговые исследования, текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний, рейтинговую оценку и экспертный контроль профессионального уровня ППС, анкетирование работодателей;
{tab=Потенциал} - наличие материально-технической базы соответствующей квалификационным требованиям;
- сочетание государственного и внебюджетного финансирования;
- рост расходов на приобретение компьютерной техники, развитие информационно-коммуникационных технологий, что способствует информатизации образовательного процесса в университете;
- высокий уровень научной и методической подготовки преподавателей, имеющих ученые степени и звания; 
- опыт инновационной деятельности - внедрение кредитной технологии обучения и ее совершенствование;

Эти данные подтверждаются и собственным анализом ресурсного потенциала вуза, который показал, что вуз обладает мощным ресурсным потенциалом, это:
- стабильно высокий рейтинг вуза в стране;
- широкие международные связи и признание вуза за рубежом;
- многопрофильный характер деятельности вуза, позволяющий полностью или частично удовлетворять потребности региона в сферах образования, экономики и управления, культуры и искусства; 
- внедрение в деятельность вуза международных стандартов ИСО - 9001:2000; 
- наличие действующей системы контроля качества образования, включающей внутреннюю нормативную документацию, мониторинговые исследования, текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний, рейтинговую оценку и экспертный контроль профессионального уровня ППС, анкетирование работодателей;
- наличие материально-технической базы соответствующей квалификационным требованиям;
- сочетание государственного и внебюджетного финансирования;
- рост расходов на приобретение компьютерной техники, развитие информационно-коммуникационных технологий, что способствует информатизации образовательного процесса в университете;
- высокий уровень научной и методической подготовки преподавателей, имеющих ученые степени и звания; 
- опыт инновационной деятельности - внедрение кредитной технологии обучения и ее совершенствование;

 - становление двухуровневой системы подготовки бакалавр-магистр по ряду специальностей; 

- непрерывное совершенствование системы управления вузом.
Исходя из вышеизложенного, возникла настоятельная необходимость привести миссию, цели и задачи вуза в соответствии с имеющимися ресурсами, возможностями вуза и требованиями рынка, принципами государственной политики в сфере  образования.  В ЗКГУ была разработана Концепция развития университета до 2020 гг., содержащая миссию, цели и задачи университета. Концепция развития Западно-Казахстанского государственного университета им. М.Утемисова до 2020 года, миссия цели и задачи широко обсуждались в институтах и на кафедрах, были размещены на сайте университета и приняты решением Ученого совета вуза 26.09.08 (протокол № 5). Вопросы, включенные в Концепцию, неоднократно обсуждались на заседаниях кафедр, факультетов, институтов, ректората и Ученого совета университета в течение всего года. По результатам обсуждения и в связи с изменением структуры вуза в Концепцию внесены изменения и дополнения решением Ученого совета ЗКГУ от 28.10.09 протокол № 2.

{/tabs}

БАЗЫ ДАННЫХ

Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2012 JoomlaWorks Ltd.

СЕРПІН-2050

ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР

БУДЬ НА СВЯЗИ